Гидрокарт «Пигмей»

Основные данные гидрокарта
Длина наибольшая, мм 2425
Ширина наибольшая, мм 1480
Ширина кормового редана, мм 750
Расстояние между спонсонами, мм 680
Высота габаритная, мм 390

Журнал КиЯ №10 1967г

В третьем выпуске сборника мы сообщали об основных технических характеристиках гидрокартов — небольших гоночных судов с двигателями объемом 100—300 см3. Простые по конструкции гидрокарты быстро завоевывают популярность среди начинающих гонщиков, особенно в США.

Ниже публикуются чертежи гидрокарта для самостоятельной постройки, разработанные американцем Крэгом Липиньским.

Судно рассчитано на установку стационарного двигателя объемом до 175 см3 (мощностью 7—8 л. с). Правильно построенный гидрокарт развивает скорость до 50 км/час. При постройке двигателя обычно используют детали подвесного мотора. Но начинающему строителю не обязательно затруднять себя сложной переделкой мотора. Гораздо целесообразнее просто навесить подвесной мотор на транец. В этом случае желательно несколько наклонить транец, чтобы обеспечить возможность регулировки наклона мотора. В этом случае не нужно делать фундаментные брусья (дет. 6 и 11).

Из отечественных моторов наиболее подходящими являются моторы «ЗИФ-5», «ЗИФ-5М», «Стрела» и «Ветерок». Подходящие по мощности подвесные моторы «ЛММ-6» и «ЛММ-6А» слишком тяжелы и ставить на гидрокарт их нельзя. «Ветерок-8», развивающий мощность до 8 л. с, имеет отдельный бак для горючего, который неудобен на таком крошечном суденышке. Мотор «Москва» слишком тяжел и также имеет отдельный бак.


У « ЗИФ»а и «Стрелы» — встроенные бачки, поэтому в эксплуатации на гидро картах эти моторы более удобны, но мощность их существенно ниже (5 л. с). Для начинающих гонщиков лучшим подвесным мотором явился бы «Турист». Его небольшой вес, экономичность и дешевизна во многом способствовали бы широкому распространению этого вида спорта. К тому же, «Турист» имеет встроенный бак. По мощности он вдвое уступает моторам «ЗИФ» и «Стрела», но выгодно отличается от последних легким запуском, малым весом и современным оформлением. К сожалению, массовый выпуск «Туриста» начнется лишь в конце 1967 г.

Для постройки «Пигмея» нужна авиационная фанера толщиной 5-1-6 мм и сосновые рейки. Начинать нужно с заготовки листа обшивки днища (дет. 1), транца (5) и двух стрингеров (21) в сборе с рейками (22, 23). Кроме того, собирают две шпангоутные рамки; их конструкция ясна из чертежей.

Корпус «Пигмея» можно собирать на ровном полу или на столе. На днище устанавливают и крепят шпангоуты, затем— стрингеры и транец. Все соединения желательно выполнять на клею и шурупах. Затем можно ставить на место носовой гнутый брус 2 и бруски спонсонов. Эти брусья можно сделать из дубовых или ясеневых заготовок, изогнув их в распаренном состоянии по шаблону. Если распаривание применить невозможно, следует склеить эти брусья из 2—3 тонких реек, которые легко гнутся в холодном состоянии.

Для крепления обшивки борта и спонсонов устанавливают рейки 19, 20, 26, 27. Нижняя кромка накладки 19 малкуется Под обшивку.

Штурвал устанавливают на стойке 29, которая соединяется со стрингерами бимсом 28. Палубу вырезают из фанеры толщиной 3 мм и ставят на место после малковки всех реек.

Обшивка может быть изготовлена и из более тонкой фанеры (4 мм) при условии оклейки ее 2—3 слоями стеклопластика. К одной из днищевых накладок спонсонов крепится дюралевый плавничок. Штурвал и дистанционное управление подвесным мотором можно сделать, пользуясь чертежами, приведенными в книге Ю. А. Манжоса «Спортивные суда с подвесными моторами», Судпромгиз, 1962 г.

При пользовании гидрокартом не следует забывать, что он является гоночным судном, Меры по обеспечению безопасности, обязательные на воде для всех скоростных судов, полностью относятся и к гидрокартам. Это значит, что гонщик должен носить спасательный жилет и соответствующий шлем. «Пигмей» имеет сравнительно большую остойчивость, но все же при повышенном волнении им пользоваться не рекомендуется.

Начинающим гонщикам не следует сразу увлекаться большими скоростями. Надо привыкнуть к корпусу, отработать повороты, управление и только потом переходить к максимальным скоростным показателям. Нелишне напомнить, что обкатка новых моторов, т. е. работа в течение первых 10—15 часов на пониженных оборотах, является совершенно обязательным условием, к сожалению далеко не всегда соблюдаемым. Это обстоятельство также говорит о необходимости постепенного освоения «Пигмея».

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.