Мотолодка «Вятка»


Н.Я. Заянов
Журнал КиЯ №9 1967г

Для тех, кто еще только начинает заниматься водным туризмом и не решается тратить сразу крупную сумму на приобретение такой лодки и мотора, предназначается описываемая ниже мотолодка «Вятка». Конструкторы использовали для изготовления ее корпуса очень надежный и недорогой древесный пластик — шпон, который зарекомендовал себя с лучшей стороны во время многолетней эксплуатации известных прогулочных шлюпок ШПШ-3. Корпус новой лодки получился достаточно легким и прочным, а главное — очень дешевым. Лодка со снабжением стоит всего 165 рублей и, вероятно, многие волжане уже & прошлом году стали владельцами «Вятки». «Вятка» имеет вполне современные обводы, чем выгодно отличается от «Казанки». Однако и в этом случае конструкторы недостаточно решительно использовали положительный опыт проектирования малых катеров. Так, ширина лодки все же недостаточна (несмотря на то, что она на 150 мм больше, чем у «Казанки»). Ширину ее следовало бы сделать равной 1500—1600 мм; тогда остойчивость лодки дополнительно возросла бы и на нее можно было бы ставить мотор мощностью до 30 л. с., а при увеличении нагрузки скорость лодки падала бы в меньшей степени. Представляется также излишним завал бортов у транца, который отсутствует на большинстве современных моделей.

Редакция надеется, что все замечания и пожелания первых владельцев «Вятки» будут учтены и в дальнейшем наши любители будут получать суда еще более высокого качества.

Легкая шпоновая мотолодка «Вятка», разработанная для массового производства и широкой продажи населению, предназначена для туризма на реках, озерах и вдоль морских побережий.

«Вятка» имеет почти одинаковые размерения с широко известной дюралевой «Казанкой», но обводы ее корпуса обеспечивают более высокие мореходные качества. Днище в носу имеет значительную килеватость; скула у форштевня поднимается достаточно высоко над ватерлинией, борта имеют развал в носовой части.

Основные данные мотолодки

Длина наибольшая, м 4,4
Ширина наибольшая, м 1,36
Ширина по скуле у транца, м 1,20
Высота борта на миделе, м 0,54
Вес мотолодки со снабжением, кг 135

Мотолодка рассчитана на установку подвесного мотора «Москва» мощностью 10 л. с. Под этим мотором с пятью человеками на борту скорость лодки составляет 14 км/час; с одним водителем лодка развивает скорость 31 км/час Может быть установлен также «Вихрь» или новый мотор» «Ока-16» мощностью 17 л. с.

В случае необходимости можно передвигаться на веслах при ходе под мотором весла крепятся на бортах специальными скобами, что предотвращает возникновение дополнительного шума.

Носовая часть и борта шлюпки запалублены. Кокпит оборудован тремя поперечными банками-сиденьями. Средняя. банка — съемная; сняв ее, можно оборудовать два спальных места. Под кормовой и носовой банками закреплены блоки-из пенопласта, обеспечивающие непотопляемость лодки: полностью заполненная водой лодка может поддерживать наплаву пять человек. В носовой части палубы имеются подкрепления для ветрового стекла. По днищу кокпита между кормовой и носовой банками установлены съемные пайолы.

Для крепления лодки на стоянках в носовой части предусмотрена утка с фалинем длиной 3,5 м.

Обшивка корпуса выполнена из березового авиационного шпона толщиной 1,15 мм. Днище выклеено из шести слоев. шпона, борта—из четырех, склеенных между собой водоупорным смоляным клеем 8ИАМ-БЗ автоклавным способом. Первый и последний слои набраны из шпона 1-го сорта, остальные слои — из шпона 2-го сорта.

Днищевого набора, если не считать киля и скуловых стрингеров, в корпусе нет. Форштевень, скуловые и привальные брусья — клееные из сосновых реек. Скуловые и привальные брусья, транец, бортовые кницы и опорные бруски банок — подлегарсы — приклеены к обшивке и поставлены на шурупы, благодаря чему создается весьма жесткий корпус лодки.

Следует заметить, что стоимость этой мотолодки благодаря применению шпона и механизированного способа изготовления значительно ниже пластмассовой и даже алюминиевой. При соответствующем уходе шпоновая лодка будет служить своему владельцу так же долго, как и пластмассовая.

Транец скрепляется с привальными брусьями при помощи стальных угольников на винтах и с килем при помощи стального угольника на болтах. 8се крепежные изделия оцинкованные. На наружной стороне корпуса по скуле и привальному брусу установлены буртики из ясеня. На носовой части палубы закреплена оковка, выполненная заодно с уткой. Киль и форштевень защищены снаружи стальной полосой, закрепленной шурупами. На внутренней стороне транца установлен рым для крепления мотора штертом.

Технология постройки предусматривает производство массовой серии автоклавным способом. Для выклейки корпуса изготовляется деревянный болван. По шаблону полушироты делают основание болвана, на которое по струне выставляют шаблоны шпангоутов, вырезанные из бакелизированной фанеры толщиной 10—20 мм. Промежутки между шаблонами — шпации — заполняются сосновыми брусками сечением 50X200 (на клее 8ИАМ-БЗ), уложенными пласть на пласть по образующей болвана. После высыхания клея выступающие за шаблоны края брусков сострагивают и обрабатывают до получения чистой поверхности по обводам теоретического чертежа. Проверку плавности обводов производят рейкой и контршаблонами. После этого болван оклеивают двумя-тремя слоями авиационного шпона толщиной 1,15 мм (на клее 8ИАМ-БЗ) и ошкуривают. 8 болване вырезают пазы для укладки в них киля и скуловых брусьев и устанавливают его на специальную тележку. Болван готов для многократного использования.

Перед выклейкой корпуса болван обмазывают петролатумом, чтобы обшивка к нему не приклеивалась. В пазы укладывают киль с форштевнем и закрепленным транцем, а затем скуловые брусья, которые крепят шурупами к форштевню и транцу. После этого приступают к набору обшивки. Днище от транца до миделя набирают от борта до борта из целого шпона, не разрезая по килю; в носовой части из-за килеватости днища шпон приходится на киле разрезать. Первый слой шпона располагают под углом 40—-60° к ДП. Каждый последующий слой укладывают перпендикулярно предыдущему. Полоса шпона с обеих сторон обмазывается клеем в специальном станке, укладывается впритык к предыдущей полосе того же слоя и прибивается мелкими гвоздиками к килю и скуловым брусьям. По окончании набора первого слоя на него наносят клей и приступают к набору второго слоя и т. д. Борта шлюпки набираются аналогично днищу в такой же последовательности.



Конструктивный чертеж: продольный разрез и план; мидель-шпангоут и транец; сечение по шп. 1 и З.
1 — закладка киля с форштевнем гнутоклееная; 2 — обшивка транца, фанера d=5; 3 — обвязка транца, 30X90; 4— угольник крепления транца; 5— скуловой стрингер, 25×30; 6— скуловая накладка, 12×26; 7 — оковка киля и форштевня, 2X40; Ст. 3; 8 — подлегарс 30X40Х260; 9— кница бортовая, сосна с двусторонней фанеровкой; 10 – комнигс 15X30; 11 — раскладка 12X15; 12 —бимс 15X30; 13 — топтимберс 15×30; 14 —привальный брус 25×30; 15 —буртик 7×25; 16 — обшивка днища; 17 — обшивка борта; 18 — пенопласт, y =0,05 г/м; 19 — пиллерс банки 30; 20 — рейки банок 15Х60; 21 —палуба, фанера d = 5; 22 — карленгс, 30X200; 23 —рейка пайола 12×80; 24 — рым кормовой; 25 — утка; 26 — шуруп 4X40.

Полностью набранный корпус обкладывают бумагой и накрывают специально склеенной по обводам шлюпки резиновой пресс-камерой, после чего тележку с болваном закатывают в автоклав. Крышку автоклава плотно закрывают, после чего в нем создается давление, а из-под пресс-камеры выкачивается воздух; в результате все слои шпона плотно прижимаются к болвану. Для ускорения полимеризации клея температура воздуха в автоклаве поддерживается порядка 40—50° С. После часа выдержки тележку выкатывают, готовый корпус лодки снимают с болвана и приклеивают борта к транцу.

Выклеенный корпус устанавливают в специальный кондуктор, по которому обрезают припуск на верхних кромках бортов ручной дисковой электропилой; корпус тщательно ошкуривают с обеих сторон для удаления наплывов и подтеков клея. Затем на клее ВИАМ-БЗ с запрессовкой мелкими гвоздями устанавливают привальные брусья и крепят их в корме и носу, ставят бортовые кницы, бимсы, брештук и комингсы кокпита. После этого также на клею и гвоздях крепится палуба, вырезанная из фанеры по шаблону. Банки-сиденья и подножные решетки собирают в специальном кондукторе, что позволяет устанавливать их в лодку без подгонки по месту.

Лодку тщательно шпаклюют шпаклевкой НЦ-ОО-8 или ПФ-ОО-2 и ошкуривают, после чего она поступает на окраску. Лодка окрашивается за два раза нитроглифталевыми эмалями (подводная часть до скулы — в красный цвет, борта и транец — в белый, внутренняя поверхность и палуба— в голубой, кремовый или светло-зеленый цвета). Подножные решетки, банки-сиденья и буртик комингса кокпита покрываются бесцветным лаком АВ-4.

Мотолодка снабжается двумя веслами с уключинами, черпаком и носовым фалинем.

Постройка мотолодок ведется на конвейере поточно-позиционным методом. На каждой специально оборудованной позиции выполняется какая-либо определенная операция. Например, одна бригада на одной позиции выполняет установку привальных брусьев, бортовых книц и бимсов, после чего корпус передвигается на следующую позицию, где другая бригада настилает палубу, ставит буртики, оковки и т. п. При поточном методе ускоряется Цикл постройки, значительно снижается себестоимость мотолодки при высоком качестве продукции.

«Вятка» может быть построена и любителями (с обшивкой из авиационной или бакелизированной фанеры толщиной 5 мм). Палубу можно изготовить из фанеры ФСФ сорта В. При этом необходимо изготовить и установить поперечный набор — шпангоутные рамки с вырезами для прохода брусьев продольного набора — и по одному днищевому стрингеру на борт.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.