Каролина
Основные данные лодки
Длина наибольшая 5.87 м
Длина по килю 4,73 м
Ширина наибольшая 1,72 м
Ширина по днищу 1,20 м
Высота борта минимальная 0,50 м
Вес лодки без снабжения 200 кг
Рекомендуемая мощность подвесного мотора 20-25 л. с.
Скорость под мотором 25 л. с. с нагрузкой 2 чел.
29-32 км/ч
Главное отличие публикуемого проекта от классической «Дори» – это уширенная корма, позволяющая реализовать для движения в режиме глиссирования мощность 20-25л.с. которую развивает подвесной мотор. Плоское днище «Дори» представляет собой идеальную глиссирующую пластину, ширина которой близка к имеющейся на наших обычных прогулочных мотолодках; благодаря несколько большей относительной длине корпуса и заостренным обводам носовой части пик сопротивления в переходном к глиссированию режиме несколько снижается.
Широкая транцевая корма придает этой лодке сходство с другим популярным северо-американским типом лодок – скифом. Если дори по праву считается лодкой открытого моря, то скиф получил распространение в устьях рек, впадающих в океан, и на прибрежных отмелях – в защищенных от океанской волны заливах. Как и «Дори», «Каролина» – плоскодонная весельная лодка, часто оснащаемая парусами и подъемным килем.
Мотор на «Каролине» устанавливается внутри в специальном колодце, конструкция которого испытана практикой применения на многих сотнях лодок. Здесь мотор оказывается лучше защищен от морской волны; меньше шансов намотать на винт выметываемые с борта сети; проще заниматься ремонтом мотора; наконец, мотор надежно защищен от повреждений при работе в паре с другой лодкой и при швартовках в стесненной гавани. Добавим что снимать и устанавливать мотор при таком варианте его размещения также удобнее, чем при традиционном навешивании на транец.
Благодаря простоте конструкции построить «Каролину» может даже человек, не обладающий специальным опытом сборки малых судов. Большинство строителей справляются с этой задачей за 10 вечеров и пару уик-эндов, если, конечно, материал имеется под рукой. Для обшивки нужна водостойкая фанера толщиной 12мм на днище и 6-10мм – на бортах. Если имеется возможность достать бакелизированную фанеру, то всю обшивку можно изготовить из листов толщиной 7мм. Можно использовать и обычную строительную фанеру, но тогда корпус должен быть покрыт стеклопластиком снаружи, а изнутри фанеру надо будет пропитать горячей олифой или покрыть эпоксидным связующим. Если же и фанера и стеклоткань окажутся недоступными, «Каролина» может быть обшита досками толщиной 15-19мм.
При любых вариантах обшивки основой корпуса служат пять шпангоутов, собранных из реек 30х75, и транец, которые, будучи установленными на стапеле вверх килем, задают обводы будущей лодки. Во всех соединениях деталей желательно применять водостойкий клей и крепеж из нержавеющих металлов (меди, латуни) или стальной оцинкованный. Топтимберсы к флорам крепят, устанавливая на каждый узел по паре винтов М5. Для удобства установки шпангоутов на стапеле топ- тимберсы нужно сделать длиннее – 1000 мм над плоскостью днища и довести их до одинаковой высоты связать верхние концы шергень-планками точно на этом уровне.
Установив шпангоуты шергень-планками на стапель, а также закрепив под нужным углом заранее вырезанный из фанеры транец, накладывают на флоры и врезают доску киля с прикрепленным к ней форштевнем. Затем врезают в топтимберсы по соответствующим отметкам высот привальные брусья, закрепляя их на каждом шпангоуте шурупами 6х60 мм. Такими же шурупами привальные брусья крепят к форштевню, сострогав предварительно концы реек на ус. Киль к флорам крепят винтами М6 с потайной головкой.
На чертеже показан вариант соединения по скуле с использованием скулового бруса, выпиленного из широкой доски по предварительной разметке. Вероятно этот вариант узла заимствован из конструкций относящихся к тем далеким временам когда подбор высококачественной полуторадюймовой доски шириной полметра не составлял проблемы, Сейчас будет гораздо доступнее другой вариант- выклеить брус по месту из трех-четырех тонких реек или применить рейку сечением 20х40,поставив ее пластью по борту. Скуловой брус крепят к шпангоутам также шурупами. Затем с кромок топтимберсов и скуловых брусьев снимают малку для обеспечения плотного прилегания листов фанерной обшивки.
Склеив предварительно листы фанеры на ус до получения нужной длины, накладывают их на борта, обчерчивают по контуру и, опилив по разметке, окончательно ставят на место, закрепляя к шпангоутам и продольным брусьям набора гвоздями 3х30 и на клею. После прострагивания кромок бортов у скулы таким же образом подготавливается и ставится на место лист обшивки днища. Снаружи для защиты днища ставится фальшкиль из рейки 40х50; одновременно в днище делается вырез моторного колодца.
После снятия лодки со стапеля отпиливают лишние концы топтимберсов, ставят внутренние привальные брусья-клямсы и планширь, выпилив его отдельные детали из 8-10-миллиметровой фанеры. Затем крепится наружный буртик по верхней кромке борта.
Для оклейки корпуса необходимо примерно 16м рулонной стеклоткани и 16м ленты шириной 120мм из стеклоткани той же марки для укладки дополнительных усиливающих слоев по скуле. Расход связующего – около 30 кг.
Опыт показал, что не лишними будут брызгоотбойники в виде реек длиной 3,5м, закрепленных на бортах на высоте 180-200мм над скулой, начиная от транца в нос.
Иногда «Каролину» оборудуют небольшим носовым отсеком (с запираемой дверцей) для хранения мелких предметов снабжения, а также консольным постом управления, расположенным посередине лодки. Управлять дори, имеющей высоко поднятый нос, сидя на низкой банке, неудобно – слишком ограничен обзор по курсу, поэтому во всех случаях лучше поднять сиденье рулевого повыше. Колодец подвесного мотора несложно оборудовать запираемой на замок крышкой, что упростит проблему хранения мотора.