Мини-траулер

Журнал «КиЯ» 2 (206) 2007, Дмитрий Гилев

Основные технические данные мини-траулера

Длина, м – 5.7

Ширина, м – 2.6

Высота борта максимальная, м – 1.3

Высота габаритная, м – 2.6

Водоизмещение порожнем, т – 0.68

Осадка по КВЛ, м – 0.46

Мощность ПМ, л.с. – 25–30

Конструктивные чертежи: продольный разрез, планы, конструктивный мидель-шпангоут и узлы Одной из причин разработки этого проекта универсальной многоцелевой прогулочной лодки послужил случай: я увидел «современную» рыбацкую посудину, ошвартованную в районе дамбы в Финском заливе, во время путины на корюшку. Когда-то эта лодка была 8-метровым спасательным вельботом, но то, во что она превратилась, выглядело просто ужасно. В XXI в. люди работали в ней по колено в смеси из «солярки», воды, масла и обрывков сетей. О состоянии корпуса и внешнем виде этого «парохода» упоминать даже не стоит, как и о полном отсутствии каких-нибудь спасательных средств на борту. Другой предысторией послужил «Сильвер» с мощной двухмоторной силовой установкой, антенной радара на крыше рубки, электродаунриггерами и множеством спиннинговых удилищ, внешним видом которого я с нескрываемой завистью любовался во время одного из моих парусных катаний у берегов Кронштадта. Тогда я в первый раз задумался: что же находится между этими крайними вариантами лодки специального использования и на какой моторной лодке мне как 100%-ному любителю паруса было бы интересно (и одновременно – сравнительно безопасно) ходить. Потому как сжигать литры высокооктанового топлива на быстроходном катере, идущем в водоизмещающем режиме вдоль пляжа парка 300-летия Петербурга, и весело помахивать якорем Брюса у форштевня на уровне чуть выше ватерлинии, притягивая взоры отдыхающих, было бы неинтересно.

Спецификация основных деталей корпуса

1 – киль и форштевень – сосна, ширина 100 мм (высота переменная); 2 – скуловой стрингер, сосна 25×50; 3 – днищевой стрингер, сосна 25×50; 4 – бортовой стрингер, сосна 25×50; 5 – привальный брус, сосна 25×50; 6 – буртик, дуб 20×40; 7 – планширь, дуб 20×120; 8 – флоры, дуб 30×150; 9 – флортимберс, сосна 25×50; 10 – топтимберс, сосна 25×50; 11 – обшивка днища, фанера 8 мм; 12 – обшивка борта, фанера 6 мм; 13 – палуба, фанера 8 мм; 14 – вертикальные стойки рубки, сосна 25×40; 15 – стенки и крыша рубки, фанера 6 мм; 16 – бимс рубки, ламинированная сосна 20×40; 17 – палубные бимсы, сосна 25×50; 18 – кница и зашивка шпангоутов, фанера 6 мм; 19 – доска крепления ПМ, фанера 30 мм; 20 – транец, фанера 15 мм; 21 – зашивка моторного отсека, фанера 8 мм; 22 – дейдвуд (ширина 100 мм).

Да, в наши дни между двумя типами рабочих лодок для любителей и профессионалов, вариантов великое множество – с этим, я думаю, согласятся многие. Если лодки сравнивать по техническим характеристикам, дизайну, эргономике, уровню инвестируемых средств, легко «сломать» голову. Но когда критерием выбора становится действительно практичная и безопасная эксплуатация при наших непростых современных условиях, о которых написана не одна страница в специальных изданиях, когда будущий владелец задумается, например, где и как он будет ремонтировать красивое высокотехнологичное покрытие пластикового корпуса, довольно быстро ободранное о камни при ежедневной швартовке, тогда количество приемлемых вариантов, на мой взгляд, реально сокращается. Собственно, у меня так и получилось: полазив по сайтам и просмотрев каталоги производителей, ни подходящих готовых проектов для самостоятельной постройки, ни выпускаемых лодок, способных вызвать интерес, я не нашел. Тогда и решил, как учили, обратиться к первоисточнику. Что же может подсказать по поводу выбора для приобретения или постройки лодки «мудрый старичок» – журнал «Катера и Яхты»? Посмотрел все выпуски, начиная с первого, благо такая возможность у меня имелась, и в № 35 за 1972 г. нашел небольшую заметку о том, какие рабочие лодочки под подвесной мотор делали у «них» на Восточном побережье США. А заметка эта называлась «Фанерный мини-траулер». Такой тип моторной лодочки наиболее полно подходит для использования как профессионалами рыбной ловли, так и любителями рыбалки и отдыха на воде, а технология ее изготовления при существующем на сегодня выборе материалов проста и доступна. Привожу строки из «Катеров и Яхт» для более подробного описания того, что мне как человеку, увлеченному маломерным флотом и занимающемуся постройкой малотоннажных судов, приглянулось: «Благодаря применению остроскулых обводов корпус легко обшивается толстой фанерой. Широкое днище в корме с большим подъемом к транцу позволяет эксплуатировать мини-траулер в значительном диапазоне нагрузки, мощности и, соответственно, скорости до переходного режима. Особое внимание уделено обеспечению мореходности катера. Развитый киль-плавник уменьшает качку на волнении, рыскливость и дрейф судна. Палуба, расположенная почти на уровне ватерлинии, выполнена водонепроницаемой, без каких-либо люков. Работающие на ней защищены от брызг высоким фальшбортом. В непогоду весь экипаж (три человека) может укрыться в рулевой рубке с круговым обзором. Непотопляемость обеспечивается большими воздушными отсеками в форпике и под палубой, а также блоками пенопласта в корме. Катер сконструирован под подвесной мотор мощностью 25 л.с., обеспечивающий выход на полуглиссирование при скорости около 14 уз. Для подвесного мотора выгорожен специальный отсек- шахта с прочной крышкой. Здесь же расположены топливные баки. Небольшая грузовая стрела облегчает работу с орудиями лова. Для пойманной рыбы предусмотрен специальный ящик». При разработке проекта подобного судна я обратился за помощью к известному петербургскому конструктору и опытному капитану Виктору Владимировичу Чайкину, который с большим вни- манием отнесся к данному типу моторной лодки и по имеющемуся изображению из «Катеров и Яхт» произвел необходимые расчеты и разработал теоретический и конструктивные чертежи. Чертежи проекта рассчитаны на опытного строителя или человека, который во всяком случае имеет представление, о чем идет речь, поэтому я не даю подробного описания технологии постройки. Проект позволяет выбрать наиболее удобный для строителя способ изготовления лодки. В завершение считаю нужным отметить, что, безусловно, можно по-разному оценивать гидродинамические особенности и внешний вид корпуса лодки данного проекта, особенно в сравнении с существующими образцами, но для меня (а возможно, и для тех, кому этот проект покажется интересным) важны такие изначально заложенные в него достоинства, как высокие мореходные качества и необходимый уровень безопасности людей на борту; положительные эксплуатационные качества; шумо- и вандалозащищенность моторного отсека и подвесного мотора. Кроме того, в данный проект заложена возможность значительного изменения планировки корпуса и дооборудования на вкус будущего изготовителя или владельца.

Теоретический чертеж фанерного мини-траулера

Таблица плазовых ординат

Исправленная таблица плазовых ординат От редакции

Появление этого проекта на страницах «КиЯ» тесно связано не только с интересом, проявленным к публикации 35-летней давности (см. № 35), но и с проектом «Рыбы-5.4» из наследия Ю. Зимина (см. № 205). Практически в тех же габаритах предлагалась платформа с островом-полурубкой на сплошной открытой палубе с фальшбортом по периметру. Но есть и существенные отличия. «Рыба-5.4» рассчитана на мощный мотор (90 л.с.) и большую скорость, в связи с чем потребовались обводы типа кафедрал, довольно сложные для изготовления в любительских условиях, и сравнительно легкая конструкция корпуса. Мини-траулер проще и тяжелее по конструкции, рассчитан на более суровые условия эксплуатации под ПМ 25–30 л.с. на переходном режиме. Обводы существенно проще и разворачиваются на плоскость. Главным поводом для критики зиминского проекта послужило обилие люков в герметичном 6-миллиметровом настиле пайола (палубе). Действительно, сделать заподлицо с настилом шесть крышек, обеспечив их водонепроницаемость, далеко не просто, тем более что автор не привел рекомендуемую конструкцию, доступную для любительского исполнения. В проекте мини-траулера – другая крайность: никаких люков, необходимых хотя бы для просушки трюма. Мы далеки от мысли считать мини-траулер рыбопромысловым рабочим судном, хотя прототип «Роза ветров», о котором писал американский журнал «Yachting», выпускался фирмой «Саунд Боутбилдерс», существующей и поныне, именно как траулер. Отметим, что американский прототип рассчитан на кратковременные выходы хорошо экипированных профессионалов, поэтому нет и намека на какие-либо удобства и бытовое оборудование. Полагаем, что наши любители смогут использовать проект Д. Гилева и В. Чайкина, дооборудовав его в зависимости от вида использования и района плавания. Естественно, при желании установить грузоподъемную стрелу и принимать на палубу какое-либо тяжелое снаряжение, следует проверить обеспечение остойчивости. В предлагаемом проекте есть некоторые улучшающие условия обитаемости изменения. В частности, чуть просторнее сделана рубка, несколько увеличена высота фальшборта (тем не менее стоит поставить по планширю невысокий, 150–200 мм, релинг). Увеличен и развал бортов. Можно напомнить, что еще в 70-е гг. было предложение строить такой катер как прогулочный, опустив дно рубки примерно на 0.3 м ниже палубы. Поскольку в существующей на прототипе рубке с размерами в плане 1.1×1.1 м укрыться трем членам команды в непогоду было бы довольно трудно, тогда же предлагалось удлинить рубку примерно на 1 м в корму, ликвидировав ящики для рыбы. Остается добавить, что, несмотря на высказанные пожелания и планы освоить серийный выпуск чего-либо похожего на «Розу ветров», но с расчетом на 12-сильный стационарный двигатель серии «Л» или даже 13.5-сильный водометный двигатель «СМ-500В» Богородского механического завода, сведений о появлении их продажу так и не поступало. Несколько слов о технологии постройки. Постройка судна в предложенном варианте не выходит за рамки традиционных «деревянных» технологий, приведенных в многочисленных книгах по самодеятельному судостроению (наиболее известна «15 проектов судов» Д.А.Курбатова, которую можно найти в интернете). Наиболее массивная деталь — наборный киль — изготавливается в первую очередь. Составной форштевень собирается на вычерченном 1:1 плазе с помощью эпоксидного клея и длинных болтов. Болты надо использовать оцинкованные, а в идеале — нержавеющие. Киль и транец образуют закладную конструкцию, которую выставляют на стапеле в «перевернутом» положении. К ней пристраивают на временных стойках отдельно заготовленные шпангоутные рамы и переборки. Особое внимание стоит уделить надежности установки переборки на шп.9, на которой будет подвешиваться двигатель. Продольный набор лучше использовать ламинированный — склеенный из тонкой рейки, поскольку кривизна скулового и привального бруса значительна. Набор малкуется, обшивается листами фанеры, склеенными «на ус», и корпус оклеивается стеклопластиком в 3-4 слоя на эпоксидной смоле. Затем поверхность корпуса обрабатывается под окраску, корпус переворачивают на кильблоки и монтируют внутренние конструкции — палубу, настилы, рубку. Судно окрашивают водостойкой эмалью, набор и обшивку изнутри стоит пропитать горячей олифой либо антисептической пропиткой типа «Пинотекса».

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.