Черноморская фелюга
А.А. Бабушкин
Журнал КиЯ №15 1968г
Для рыбной ловли и ближнего туризма в Одесском заливе применяются в основном два типа лодок: шаланды и фелюги.
Плоскодонные, длиной от 5 до 7 м шаланды с треугольным транцем и выдвижным деревянным швертом появились в заливе давно. Они обладают хорошей остойчивостью, могут ходить под парусами. Еще и сейчас встречаются шаланды с так называемым очаковским (шпринтовым) парусом. С внедрением на малых судах механических двигателей шаланда утратила свое значение, так как при плоскодонных обводах никакой мотор не в состоянии заставить ее делать более 5—6 узлов. Кроме того, удары днища о волну изрядно портят настроение экипажу. Однако есть у шаланды и существенное преимущество: на Черноморском побережье, где мало защищенных бухт, ее сравнительно легко вытаскивать на берег.
В послевоенные годы шаланду вытесняет фелюга. Длина этой лодки от 5,5 до 7 м; ширина на миделе 1,8—2,4 м; высота борта в носу 1,2—1,6 м, на миделе 0,7—0,9 м, в корме 0,8—1,0 м; осадка 0,3—0,5 м. Острый высокий нос, широкий развал бортов в носовой части, острая внизу корма с наклонным «сердцевидным» транцем и круглоскулые обводы делают фелюгу очень остойчивой, мореходной и надежной.
Парусное вооружение состоит из стакселя и гафельного грота общей площадью 16—25 м2. Фелюга снабжается выдвижным швертом, двумя парами весел, шполиком (черпаком), якорем с канатом длиной не менее 60 м и спасательными средствами.
Форштевень, носовая кница, киль, кормовая кница, ахтерштевень, транец, привальные брусья и нижний пояс швертового колодца делают из дуба, шпангоуты и стрингеры — из ясеня. Гнутые шпангоуты сечением 20X35 делают следующим образом. Отрезок трубы диаметром 3—4 дюйма и длиной 3—3,5 м с одной стороны забивают деревянной пробкой, наполняют водой, погружают в нее заготовку шпангоута и греют над огнем. Хорошо прокипяченная заготовка легко сгибается в шпангоут любой кривизны. Обшивку делают из еловых досок толщиной на днище 16—20 мм, на бортах 12—16 мм. Банки, подлегарсы, планширь, буртик, бимсы, весла, мачта, руль, шверт и верхний пояс швертового колодца — сосновые. Из ели или сосны делают также пайол и настил палубы в оконечностях.
Для того чтобы фелюгу можно было легко вытаскивать на берег, к днищу прибивают параллельные накладки-салазки на расстоянии 500—700 мм от киля. К кормовой оконечности киля крепят стальную полосу толщиной 10 мм с проушиной на конце для крюка лебедки. Салазки и киль снаружи окантовывают стальной полосой сечением 25X3.
На фелюгах применяют только стационарные четырехтактные двигатели. Наиболее распространены модели «Л6/3», «Л12/6» и двигатель от автомобиля «Мо-сквич-402». Только на самых больших фелюгах можно встретить двигатели «М-20». Подвесные моторы не применяются.
Двигатель фелюги должен удовлетворять следующим требованиям: во-первых, быть достаточно мощным, чтобы рыбак мог вовремя прибыть на место скопления рыбы; во-вторых, часами безотказно работать на холостых оборотах — зачастую лодка должна двигаться как можно медленнее, только чтобы не запуталась леска* Этим противоречивым требованиям лучше всего удовлетворяют автомобильные двигатели, снабженные коробкой скоростей, а также многоцелевые четырехтактные двигатели «Л6/3» и «Л12/6». Подвесные двухтактные моторы, к сожалению, очень неустойчиво работают на холостых оборотах, часто выходят из строя.
Теоретический чертеж
Несколько слов о постройке фелюги. Заранее изготовленные детали и узлы набора — киль, мидель-шпангоут, носовую и кормовую кницы, форштевень, ахтерштевень, транец, швертовый колодец и банки — выставляют на стапеле при положении лодки килем вниз, соединяют болтами и схватывают с боков тонкими длинными досками (рыбинами). Две-три рыбины с каждого борта четко обозначают внутреннюю сторону обшивки фелюги. Затем устанавливают шпангоуты, подгоняя их по месту таким образом, чтобы их наружные кромки плотно прилегали к внутренним кромкам рыбин. Установленные шпангоуты скрепляют с килем и рыбинами, после чего переворачивают остов фелюги килем вверх.
Обшивку начинают со шпунтового пояса, прилегающего к килю. Предварительно вымоченные на протяжении двух-трех часов в холодной воде доски плотно подгоняют одну к другой (вгладь). После того как обшивка высохнет, между досками образуются ровные, одинаковые по ширине зазоры, которые следует законопатить. Следует отметить, что изготовление обшивки— самая сложная и трудоемкая часть работы. Необходимо иметь три-четыре струбцины с раствором 200—300 мм для прижимания досок к шпангоутам и одну струбцину 150 мм для прижимания досок кромками друг к другу.
Готовую, хорошо просохшую обшивку перед окраской пропитывают горячей натуральном олифой.
В море на фелюге выходят обычно не более пяти человек, чтобы не мешать друг другу при рыбной ловле, но не менее трех, так как вдвоем очень тяжело вытащить лодку на берег, а при волнении уже в три балла — просто невозможно. Вытаскивают фелюгу с помощью веревок и катков.