Катер «Спорт»


В. М. Алексеев
Журнал КиЯ №14 1968г

Ленинградская верфь ВС ДСО Профсоюзов уже в течение пяти лет выпускает (по заказам организаций) открытый разъездной катер ЛС-1 «Спорт».

Катер предназначен для несения патрульной службы на спасательных станциях ДОСААФ, а также для обслуживания соревнований по гребному и парусному спорту.

На катере устанавливается двигатель «М51-УМ» с угловым реверс-редуктором с передаточным отношением 1 : 1,56. Эксплуатационная мощность двигателя 62 л. с. при 2600 об/мин. Скорость на испытаниях составила 47 км/час (с одним водителем), диаметр циркуляции — около 3 длин корпуса.

Производственные условия судоверфи не позволяют применять для обшивки днища катера бакелизированную фанеру, которую необходимо распаривать и прессовать на специальных цулагах. Поэтому для днища применяется продольно-диагональная обшивка из сосновых досок толщиной 5 и 8 мм. Между слоями обшивки уложена ткань, пропитанная олифой со свинцовым суриком.

Корпус катера набран по поперечной системе. Набор состоит из 13 шпангоутов и транца. Киль склеивают из тонких дубовых или ясеневых реек. Носовая часть киля выклеена на цулаге вместе с форштевнем. Скуловые брусья делают из ясеня или дуба путем выклейки их из реек на цулаге. На третьем шпангоуте устанавливается переборка из фанеры.

Транец выполнен из бакелизированной фанеры, обвязка по контуру—из переклеенных дубовых досок. Весь набор склеен на водостойких смоляных клеях ВИАМ-БЗ или КБ-3, Шурупы и заклепки — из меди и ее сплавов. К килю, скуловым стрингерам и обвязке транца обшивка крепится латунными шурупами. Доски обшивки склепаны между собой и с днищевыми продольными рейками медными заклепками.

Обшивка борта выполнена из авиационной фанеры марки БС-1 толщиной 6 мм. Обшивка крепится к шпангоутам и привальному брусу оцинкованными шурупами (к скуловому брусу — латунными шурупами).

Фундамент для двигателя сделан из дубовых брусков и бакелизированной фанеры. На палубе установлены четыре резиновые подножки, вентиляционные головки, горловина налива топлива, ветровое стекло толщиной 8—10 мм, отличительные огни, огни отмашек.

Для швартовки применены литые бронзовые кнехты.

Основные данные катера

Длина наибольшая, м 6,17
Ширина наибольшая, м 2,06
Высота борта на миделе, м 0,920
Полное водоизмещение, кг 1460
Осадка габаритная, м 0,62
Вместимость, чел. 5

Рулевое устройство состоит из штуртросовой проводки, штурвала и полубалансирного руля с плоским пером, навешенным на транец. Все управление двигателем осуществляется дистанционно с места рулевого.

Теоретический чертеж

Латунный гребной винт имеет диаметр 360 мм, шаг — 430 мм. Запасы топлива хранятся в цистерне емкостью 70 л, расположенной под поперечной связью, разделяющей кокпит на две части.

Источником электроэнергии служит генератор Г-21 напряжением 12 в, навешенный на двигатель. Две аккумуляторные батареи Зст-70 напряжением 6 в и емкостью 70 а-ч соединены между собой последовательно.


Многолетняя эксплуатация катеров этого типа показала, что основные размерения выбраны правильно, а прочность корпуса не вызывает опасений. Правда, продольно-диагональная обшивка довольно быстро намокает, что увеличивает вес корпуса и снижает скорость хода. Чтобы предохранить обшивку от намокания, корпус катера оклеивают одним слоем стеклоткани марки Т1 на эпоксидной смоле ЭД-5.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.