Яхта «Дюймовочка»


Б. Б. Керт
Журнал КиЯ №13 1968г

Мальчишкам трудно сидеть на месте. Какая-то сила вечно гонит их куда-то. Особенно плохо юным жителям городов и тем из них, кто «болен» морем. Весной, как только тронется лед на реке или в пруду, около дома, появятся отдельные плавающие льдины, мальчишки тут как тут. Льдина превращается в «крейсер», и начинается «жаркий» бой, пока подоспевшие родители не утащат мокрых капитанов домой. Когда же и льдин нет и плавать не на чем, волокут мальчишки откуда-то старые двери, части заборов, и вот на туманном горизонте встают незнакомые берега, качаются пальмы… Автор статьи, пройдя все эти этапы, нисколько не поумнел и, не удовлетворяясь постройкой моделей и занятиями в яхт-клубе, решил вдвоем с В. Малиным построить яхту для самостоятельных путешествий.

Сразу возникло множество вопросов: где строить, из чего, как и что? В большом городе особенно трудно решить первые два вопроса. Строить-то оказывается негде (уже отходив навигацию, мы узнали, что некоторые передовые жилконторы пускают «мелкого судостроителя» в пустующие подвалы). Во дворе — нельзя, на балконе — нельзя. Остается одно: в квартире. Если у вас такая же мама, как моя, все в порядке, а если нет, придется поразмышлять. Второй вопрос не проще. После нескольких экскурсий по магазинам стройтоваров, лесоскладам и рынкам мы затосковали. В конце концов рейки для набора пришлось подбирать из груды строительных отходов, а шесть листов фанеры (разумеется, не авиационной) удалось, к великой радости, приобрести совершенно официально.

Что строить? Сначала мы собирались строить открытый швертбот, но потом решили, что в наших северных краях нужна каюта. Швертовый колодец, как правило, занимает в каюте много места даже на таких солидных «крейсерах», как «Т», поэтому от шверта мы единодушно отказались.

Шверцы не вызывали особого доверия из-за их малой жесткости; в месте крепления к корпусу возможна течь. Килевую яхту, конечно, не вытащишь на пляж, но ведь в хорошую погоду и прогуляться по колено в воде — одно удовольствие, а в холодную можно одеть сапоги! (Впоследствии оказалось, что, подняв перо руля, корму яхты можно вытаскивать на берег, если, конечно, нет большой волны).

Конструктивный чертеж корпуса и сечения по шпангоута.
а – продольный разрез; б – набор днища и бортов; в- набор палубы и рубки.

Итак, мы решили строить именно яхту и обязательно с каютой. Размерения будущего судна были самым строгим образом ограничены размерами комнаты и оконных проемов (выносить корпус через дверь — не чего было и думать!). Проекта, подходящего для постройки в малогабаритной квартире, мы так и не нашли ни в журналах, ни в книгах; пришлось разрабатывать его своими силами. Начали с того, что сразу же решили назвать яхту «Дюймовочкой».

Основные данные яхты

Длина наибольшая, м 3,35
Длина по килю, м 3,0
Ширина наибольшая, м 1,35
Высота борта, м 0,60
Осадка, м 0,5
Площадь парусности, м2 грот 5
Площадь парусности, м2 спинакер 3,5

Конструкцию яхты мы рассчитали для плавания вдоль побережья Финского залива или Ладоги. «Дюймовочка» вооружена бермудским кэтом, причем на полных курсах ставится спинакер. В рубке двое могут со всеми удобствами устроиться на ночь. Во время прогулочных выходов на борту находилось и по четыре человека. Под мотором «Кама» яхта идет со скоростью около 10 км/час.

Конструкция и обводы корпуса исключительно просты. Днище — плоскодонное, борта с развалом по всей длине. Корпус разделен на три отсека: форпик, каюту и ахтерпик. В форпике хранится шкиперское имущество, а в ахтерпике — мотор и канистры с водой и бензином. Кокпит сделан без шпигатов.

Поперечный набор состоит из шести шпангоутов и транца. Обшивка из березовой фанеры толщиной 4 мм оклеена слоем стеклоткани на эпоксидной смоле ЭД-6 (по скуле проложен дополнительный слой). В качестве крепежа использованы стальные шурупы, опущенные перед употреблением в кипящую олифу.

Яхта строилась на стапеле килем вверх. Вначале выставили шпангоуты, транец и форштевень, затем связали их килем, скуловыми и днищевыми стрингерами, установили бортовые стрингеры и привальный брус. После этого корпус обшили фанерой (сначала борта, а затем днище).

Так как устанавливать подпалубный набор и выполнять отделочные работы нам пришлось после 12 ночи, на следующий же день обитатели нижнего этажа пожаловались в домоуправление. Чтобы не раздувать конфликт, пришлось производство свернуть.

Темной субботней ночью мы спускали яхту, но не на воду, а с третьего этажа на землю. Больше всего мы боялись за расположенную под нами витрину магазина, но все обошлось. Подоспевший к месту «приземления» судна милиционер от удивления смог только спросить: «Откуда это?». На руках яхту быстренько донесли до Невы, и рассвет находившиеся на ней трое гребцов встретили у ЦПКиО. На расположенной рядом базе водного туризма мы вытащили корпус для достройки.

В качестве мачты использован гик со старой яхты; грот перешит из стакселя «пятерки», а. спинакер пошит из бязи. При высоте мачты 5 м яхта свободно проходит почти под всеми Невскими мостами. Если же мачта все-таки мешает, достаточно развязать брюканец и вынуть ее из пяртнерса, так как стоячего такелажа нет.

Когда яхта была спущена на воду, некоторые специалисты предсказывали, что через неделю от обшивки из обыкновенной фанеры «ничего не останется». Прошло уже три навигации, но никаких следов ее расслоения обнаружить, не удалось. Вообще известна масса случаев, когда мелкие суда, построенные из фанеры (и даже картона) и пропитанные горячей олифой или оклеенные слоем ткани на густотертой краске, служат по нескольку лет.

Яхта оказалась остойчивой и может нести полный парус в ветер силой до 5 баллов. При ветре 7 баллов с зарифленным (намотанным на гик) гротом яхта хоть и плохо, но лавирует. Волна часто сбивает ее с курса, очевидно из-за полных обводов, однако даже на крутой волне палуба остается сухой. Длина волны часто оказывается больше длины яхты, «Дюймовочке» остается только взбираться на вершину волны и скатываться оттуда, как с горки. Крупная волна при ходе полными курсами не мешает и становится неприятной только на фордевинде, когда яхта склонна к рыскливости. Когда ставится спинакер, яхта идет по курсу более устойчиво. Очень хорошо ходить в сильный ветер по защищенным от волны акваториям: легкая яхта буквально скользит по воде благодаря плоскому и широкому днищу.

Были случаи, когда из-за невнимательности рулевого на курсе фордевинд в свежий ветер яхта ложилась на борт. Встав на киль, легко удавалось поставить яхту в нормальное положение; вода при этом даже не попадала в кокпит.

Как-то во время буксировки рулевой отправился на бак поправить буксирный трос, соскочивший с полуклюза, и в этот момент яхта развернулась лагом и. .. перевернулась. Это происходило в полный штиль, все люки были открыты. Когда буксир отдали и поставили «Дюймовочку» вниз килем, она была полностью залита водой, но запаса плавучести хватило даже на то, чтобы незадачливый рулевой смог, забравшись в кокпит, начать работать ведром.

В первую навигацию мы на «Дюймовочке» обошли всю Невскую губу и северный берег Финского залива до мыса Стирсудден. В следующем году изучили южные берега залива до Шепелевского маяка, Неву и Волхов почти до Новгорода. По рекам, каналам и через шлюзы шли под мотором, но там, где ветра хватало, всегда ставили парус. Надо сказать, что сидеть в штиль на заливе или под закрывающим ветер берегом без мотора очень скучно, поэтому на таких судах, как «Дюймовочка», подвесной мотор необходим.

Но моторы — моторами, а вот если команду не кормить хотя бы пару дней, она сбежит на первой стоянке. На яхте имеется туристский бензиновый примус; на ходу мы подвешиваем его на кардане в кокпите. Но чаще всего на переходах применяются термосы, а пища готовится на стоянке на костре. Общеизвестно, что при этом обед получается значительно вкуснее. Сытой команде начинает казаться, что с наступлением сумерек или в тумане можно не сидеть на месте, а двигаться по компасу. Его штатное место в шкафу, но при необходимости он подвешивается на комингсе у входа в рубку. При плавании в темноте применяется трехцветный керосиновый фонарь, а каюта освещается плефончиком на подволоке, питающимся от сухих батарей. Радиоприемник «Альпинист» заменяет хронометр, а иногда и барометр. Карту приходится раскладывать на обеденном столе размером 500X600 мм, который откидывается к борту.

Салон мягкими диванами не оборудован, поэтому приходится довольствоваться спальными мешками и укладываться прямо на пайолах. Благодаря оклейке стеклотканью яхта очень сухая: ни один стык не протекает. Как-то, во время плавания по Волхову, мы были приглашены в гости на встретившийся нам ленинградский швертбот. Лил дождь. В каюте этого белоснежного красавца текло из всех щелей, а под поликами плескалось целое озеро. Сушиться мы отправились к себе.

Наконец, отметим еще одно немаловажное достоинство «Дюймовочки»: рыбачить с нее гораздо приятнее, чем с открытой лодки, Можно, например, ловить на ходу. А в дождь за поплавком интереснее наблюдать из каюты, чем из-под капюшона мокрого плаща.

Любитель отмелей и тростниковых зарослей может вместо одного плавника сделать скуловые кили, или навесить шверцы. Если яхта будет строиться для плавания по закрытым водоемам и рекам, площадь грота советую увеличить до 7 м2.

Комментарии (2) на “Яхта «Дюймовочка»”

  1. Константин Says:

    обалдеть… да было время…
    Сын научится читать – обязательно сохраню для него.

  2. Александр Says:

    Отличный проект! Не амбициозен и доступен. Даже взрослому интересно бы повозиться, а уж для пацана!!!…)))

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.