Катамаран «Парис»


А. Д. Втюрин
Журнал КиЯ №13 1968г

При разработке проекта катамарана «Парис» была поставлена задача создания компактного, простого по форме, удобного и быстроходного туристского судна с уменьшенным волнообразованием.

Основные данные катамарана «Парис»

Длина наибольшая, м 4,06
Ширина наибольшая, м 2,19
Высота борта, м в носу 0,60
Высота борта, м в корме 0,49
Вес корпуса с диванами и сланями, кг 130
Скорость с двумя моторами «Москва» или одним мотором «Вихрь» и 2 пассажирами, км/час 45
Максимальная пассажировместимость, чел 6
Водоизмещение полностью снаряженного катамарана с 5 пассажирами, кг 650

Принятые размерения корпуса позволяют разместить в кокпите, несмотря на образованный тоннелем выступ, сиденья для шести человек. Диваны сделаны так, что для ночлега спинки их стыкуются с сиденьями. Ширина корпуса катамарана позволяет размещать Спальные места поперек корпуса. Высокие борта и стенка «моторного ящика» надежно защищают кокпит от заливания. Вода, попавшая в моторный ящик, вытекает через отверстие в транце у днища.

Водонепроницаемая переборка с люками (на винтах-барашках с прокладками из микропористой резины), установленная на шп. 2, позволяет использовать носовой отсек для хранения книг, документов и боящихся воды продуктов. Канистры с топливом и маслом размещаются в отсеках под полубимсами кокпита у самых бортов.


Конструктивные чертежи — продольный разрез и планы.
1 — форштевень (сосна 28 х 55, оклеенная фанерой, d=6); 2 — киль (сосна 40 х 40); 3 — носовая перекладина (сосна, 120×64); 4 — дополнительный бимс (сосна, 60 X 18); 5—транец (сосновые рейки, оклеенные фанерой, d = 6); 6 — стрингеры тоннеля, палубные» бортовые, подмоторного ящика (сосна, 20 х 15); 7 — стрингеры скулоные, бортовые подпалубные (сосна, 25 х 25); 8 — обшивка днища (фанера, d = 5); 9 — обшивка внутреннего борта (фанера, d = 4); 10— обшивка палубы (фанера d=З);11 — мидельвейс (сосна, 20 х 20); 12— обшнвка транцевой доски (фанера, d = 6); 13 — обшивка моторного ящика (фанера, d = 3); 14 — бобышки комингса кокпита (сосна, 80 х 20); 15— днищевая перекладина тоннеля (сосна, 50 х 18); 16 — комингс кокпита (фанера, d = 6); 17 — привальный брус (дуб, бук, 22×20); 18 — водонепроницаемая переборка (фанера, d = 3); 19 – флортимберс (сосна, 80 х 18); 20 — топтимберс (сосна, 60 х 18).

Постройка катамарана ведется так же, как и обычной моторной лодки. Плоскость, проходящую через ось симметрии корпуса, будем считать диаметральной плоскостью корпуса ДПК; вертикальные плоскости, проходящие через килевые линии поплавков, —диаметральными плоскостями поплавков ДПП. Отсчет полуширот удобнее вести от ДПП. Вычерчивание шпангоутов по таблице плазовых ординат начинается с проведения основной линии —ОЛ. Перпендикулярно ОЛ проводятся в центре ДПК, а по обе стороны от нее ДПП. Шаблон для изготовления форштевней вычерчивается по размерам, указанным на теоретическом чертеже.

Испытания катамарана сначала проводились с одним мотором «Москва», установленным по ДПК (против тоннеля). При движении по прямой судно хорошо набирало скорость, но на крутых поворотах происходило резкое торможение и катамаран почти останавливался. При установке мотора против ДПП катамаран приобрел отличную маневренность. С двумя человеками выходил на глиссирование, а с одним человеком показывал большую скорость, чем «Казанка».

С двумя моторами «Москва» и двумя пассажирами на борту «Парис» на 3-балльной волне развивал скорость 43 км/час. При увеличении числа пассажиров до четырех заметного уменьшения скорости не было; катамаран’ отлично глиссировал, на волне полностью «выскакивал» из воды и мягко ударялся при падении.

Мягкость хода и отсутствие крена характерны для катамаранов при плавании в любых условиях. Лежа на палубе вниз лицом и держась за ручки, укрепленные на борту у носа, я наблюдал за движущимся между корпусами потоком воды. С сильными завихрениями, идущими к центру тоннеля от поплавков, омывая внутренние борта и днище тоннеля, вода с увеличивающейся скоростью прорывалась к выходу. Воздушный поток бурно смешивался с водой. Я пришел к выводу, что необходимо расширить тоннель, не изменяя его высоты, а поверхности внутренних бортов тоннеля, начиная от шп. 4 до кормы сделать отвесными.

Катамаран «Парис» пригоден для туризма, прогулок, буксировки лыжников и для спасательной службы. Чтобы использовать катамаран в любую погоду, необходимо установить ветровое стекло и оборудовать кабину.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.