Радуга-51

Основные данные Радуги-51

Длина наибольшая, м – 5,1

Ширина наибольшая, м – 2,1

Высота наибольшая, м – 1,66

Высота борта, м – 0,83

Вес корпуса, кг – 250—280

Допустимая нагрузка, кг – 550

Рекомендуемая мощность, л.с. – 40—60

В наших северных широтах, как подсказывает практика, для длительных семейных путешествий необходима каютная мотолодка длиной около 5м. При меньших размерениях не удается обеспечить обитаемость; при больших – судно не будет выходить на глиссирование с имеющимися у нас в продаже подвесными моторами, потребуется установка автомобильного конвертированного двигателя и реверс-редуктора, что значительно осложняет дело.

Бесспорно, килеватый корпус с обводами глубокое V был бы наиболее мореходным вариантом, позволяющим поддерживать высокую скорость даже на волне крупных водоемов, однако для этого также потребовалась бы мощность автомобильного двигателя. При умеренных же мощностях подвесных моторов оказывается более выгодным корпус компромиссного типа – с сочетанием плоских и килеватых элементов, с отгибами скулы (на всей носовой половине длины), напоминающими спонсоны тримарана.

При рациональном выборе обводов и тщательной проработке конструкции корпуса такой вариант позволяет добиться сравнительно малого веса и приемлемого сочетания скоростных и мореходных качеств катера. При рассмотрении теоретического чертежа “Радуги-51″ можно заметить, что по обводам днища она во многом напоминает предыдущую модель этого же “семейства” – более легкую и на 1 м меньшую по длине “Радугу-41″ тот же узкий почти плоский участок на днище – лыжа, компенсирующая потерю гидродинамического качества на наклонных боковых участках днища; такие же улучшающие выход на глиссирование отгибы скулы, обрывающиеся на шп.4 и дальше (на кормовой половине корпуса) имеющие вид горизонтального широкого уступа – брызгоотбойника; такая же широкая палуба в носу. Опыт успешной эксплуатации “Радуги-41″ давал все основания для того, чтобы заложить те же принципы в основу теоретического чертежа нового судна.

Для уменьшения забрызгивания и заливания мотолодки при ходе на волне нижняя часть передней стенки рубки сделана наклоненной в нос – она будет играть роль волноотбойника. Для удобства пассажиров и безопасности на носовой палубе, в кокпите и на крыше рубки сделаны низкие релинги-поручни.

При планировке “Радуги” используются все преимущества “тримаранных” обводов с большой шириной на уровне скулы и притупленной носовой палубой. При длине корпуса всего 5,1м каюта получилась довольно просторной: она имеет площадь 2,1х1,75м при высоте 1,2м; здесь можно разместить два. а то и три спальных места, стол, рундуки (под диванами) и шкафчики.

В кокпите, имеющем размеры 1,4х1,75м, размещаются пульт управления по левому борту (на переборке шп.4), два кресла и кормовой диван. Шкаф под сиденьем водителя можно использовать для хранения газовой плиты и посуды.

Топливные баки удобно размещаются под рецессом и кормовым диваном. Для обеспечения непотопляемости по бортам в районе шп.4-6 закрепляются блоки пенопласта (кроме блоков того же материала, введенных в конструкцию корпуса).

“Радугу-51″ необходимо оборудовать дистанционным управлением моторами, ходовыми огнями, легким тентом над кокпитом.

Осенью 1976г. на воду была спущена первая “Радуга-51″, построенная опытным ленинградским любителем водного туризма Э.К.Карасевым. Во время самых первых, еще кратковременных испытании на Неве и в Финском заливе с двумя довольно изношенными 20-сильными моторами “Вихрь” была замерена скорость 43 км/ч при водоизмещении порядка 700кг.

Как рассказывает Э.К.Карасев, на стоянке валкость “Радуги” больше, чем обычного малокилеватого катера, но ходить по борту можно, не опасаясь. Катер хорошо слушается руля, радиус циркуляции не больше полутора длин корпуса. На полном ходу крутую буксирную волну катер преодолевает довольно мягко.

Сама постройка корпуса по приводимым чертежам особой сложности не представляет; для малоопытных любителей необходимым руководством может служить книга “15 проектов судов для любительской постройки”, выпущенная в 1975г. издательством “Судостроение”. Основная особенность предлагаемого варианта постройки заключается в том, что сборка корпуса производится в положении вверх килем на заранее собранной секции палубы, не имеющей ни погиби, ни седловатости (первая “Радуга-51″ строилась именно таким образом под открытым небом).

Материалы для постройки корпуса следует заготовить по приводимой спецификации. По рабочим чертежам и плазовой разбивке (в натуральную величину) изготовляются шпангоуты, детали палубы, боковые и лобовые стенки рубки. При сборке настила палубы (дет.23) листы фанеры толщиной 4мм склеиваются “на ус”. Привальный брус выклеивается из тонких реек по месту. Вдоль кокпита и по периметру рецесса приклеиваются рейки 15х15мм, а на шпангоутах 2-5 – коротыши (дет.24).

Простейшим стапелем будут служить две доски с отфугованными кромками, выставленные горизонтально на расстоянии 1780мм одна от другой. На них укладывается набором вверх палуба. Затем устанавливают и, временно раскрепляются рейками и вклеиваются шпангоуты, а после проверки расстояний между ними по килю и скулам – все рейки продольного набора (необходимо закрепить носовую часть палубы перед установкой киля). По периметру палубы укладывается слой пенопласта толщиной 100мм.

После малковки и проверки плавности обводов по выставленному набору устанавливаются листы обшивки в обычном порядке. Вся обшивка не имеет двоякой кривизны, фанера легко ложится на набор. Перед установкой реданов корпус необходимо оклеить одним слоем стеклоткани. Редан №1 и “лыжу” желательно оклеить двумя-тремя слоями стеклоткани дополнительно. Транец по всему периметру приформовывается к обшивке несколькими полосами стеклоткани изнутри и снаружи корпуса. После оклейки корпус надо зачистить, прошпаклевать и покрасить.

Перевернутый килем вниз корпус достраивается. Пайолы в кокпите и в рубке можно сделать сплошными, уложив на днище слой пенопласта и оклеив его стеклотканью. Монтируются конструкции рубки, стенка кормового дивана, шкаф под сиденьем водителя, рундуки и.т.п.

Таблица плазовых ординат

Линия

N шпангоута

1

2

3

4

5

6

7

Высоты
от ОЛ, мм

Киль-К

225

18

0

0

0

0

0

Редан-1

-

134

60

30

30

30

30

Тоннель-Т

740

432

297

263

-

-

-

Скула-С

730

380

260

240/264

247

230

212

Линия-А

880

590

385

305

309

313

318

Борт-Б

880

850

820

790

760

730

700

Полушироты
от ДП, мм

Борт-Б

893

985

1010

1008

1005

1003

1000

Привальный
брус-П

943

1035

1060

1058

1055

1053

1050

Линия-А

771

910

886

868

875

882

890

Скула-С

850

850

850

850/857

858

859

860

Редан-1

-

206

342

390

390

390

390

Отстояние
реданов от Редана-1 (по обшивке)

Редан-2

90

115

115

115

115

112

115

Редан-3

240

265

265

265

265

265

265

Ширина
редана, мм

Редан-1

-

28

30

30

30

30

30

Редан-2

17

29

30

30

30

30

30

Редан-3

20

30

30

30

30

30

30


















1-киль 40х60, склеить из 4 реек 10х60
2-стрингера 30х40; 10х40-3 шт.
3-ребро жесткости 10х40
4-привальный брус 15х50
5-рейка 15х15
6-днищевая ветвь 18Х60
7-бортовая ветвь 18х50
8-флор (заполнитель) b=18
9-кница b=4
10-кница b=2
11-переборка 1 шп , b=2
12-переборка 4 шп. , левый борт; b=4
13-переборка 4 шп. , правый борт; b=4
14-брусок 15х30
15-зашивка 2 шп. , b=4
16-брусок 18х50
17-лист транца b=6
18-днищевая ветвь транца. 25х60
19-бортовая и палубная ветви транца, 25х40
20-флор (заполнитель) транца b=25
21-доска 25х183
22-зашивка транца b=4
23-палуба b=4
24-коротыш 18х30х105
25-комингс b=4
26-боковая стенка надстройки, b=3
27-носовая стенка надстройки, b=3
28-носовая стенка рубки, b=3
29-комингс, 2 шт. , b=4 30-крыша надстройки, b=3
31-ребро жесткости крыши, 18х30
32-сдвижной люк
33-направляющие люка
34-дверь, 250х1180
35-пульт управления, b=4
36-приборный щит
37-стенка пульта, b=4
38-штурвал, АМг
39-барабан, АМг
40-шкафчик
41-рецесс, b=4
42-пайол b=6
43-кресло водителя
44-диван (поролон, текстовинит)
45-спинка кормового дивана
46-релинг кокпита, труба O25х2. АМг
47-стекло органическое b=4
48-полоса для боковой стенки, 2х30, АМг
49-полоса для носовой стенки, 2х50, АМг
50-угольник из листа 2х30х30
51-угольник 40х40х4. АМг (малковать)
52-шкаф
53-”мокрый угольник”, полоса стеклоткани шириной 40 мм
54-пенопласт
55-обшивка днища, b=6
56-обшивка днища b=5
57-обшивка борта b=4

Взято с boat.ru.

Комментарии (3) на “Радуга-51”

  1. Максим Says:

    Лодка очень интересная, как раз на небольшую растущую семью, любящую активный отдых. Подскажите где можно взять чертежи, а лучше выкройку (деталей днища и др.) лодки Радуги 51.

  2. ACURA Says:

    Да, я тоже не против сам такую построить… вот только чертежов ни у кого походу нет(
    Очень хочется что-то типо Восток 2, Амур-2, Стрела-2, Лодога-2, Радуга 51….
    >>Максим Says
    Обратись на форум к умельцам, к примеру katera.ru …
    Думаю там тебе помогут.

  3. Igorkin Says:

    И все же, кто нибудь может подсказать где/у кого можно купить/взять/достать/добыть чертежи и/или шаблоны лодки Радуги 51.
    Заранее благодарю за помошь.
    С уважением,
    Игорь

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.