Мотолодка «Радуга-34″

Радуга 34

Основные данные мотолодки «Радуга-34″
Длина 3400 мм
Ширина 1700 мм
Высота борта 700 мм
Масса корпуса 70 кг
Мощность мотора 20 л.с. (15 кВт)

Теоретический чертеж, общий вид и схема планировки

Радуга 34

Радуга 34

Таблица плазовых ординат

Шпангоуты
1 2 3 4
Высота от ОЛ, мм Борт-Б 740/552 700/573 617/530 500/510
Палуба-П 774 734 651 534
Редан-1 Р-1 174 73 15 0
Редан-2 Р-2 302 199 140 125
Редан-3 Р-3 430 325 265 250
Полуширота от ДП, мм Борт-Б 682/679 823/756 850/806 801/800
Палуба-П 532/469 673/606 700/550 651/650
Редан-1 Р-1 179 221 230 230
Редан-2 Р-2 348 425 448 450
Редан-3 Р-3 520 627 667 670
Р-1 X 13 15 15 15
Y 9 9 9 9
Р-2 X 40 40 40 40
Y 29 26 24 23
Р-3 X 38 40 40 40
Y 25 30 30 30

Конструктивный чертеж и сечения по шпангоутам туристского варианта «Радуги-34″
Радуга 34

Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34
1-рейка, 30х40
2-подушка для спинки кормового сиденья, 20х100х450
3-подушки для носового и кормового диванов, 40х450х450 (поролон, текстовинит)
4-кормовое сиденье, b=4 мм
5-комингс кокпита, b=6 мм
6-дуга для тента, труба O15-20мм, АМг (2 шт.)
7-подушка для спинки носового сиденья. 20х420х450
8-палуба, фанера, b=4
9-стекло органическое, b=4 мм
10-лобовой лист кокпита, b=4 мм (2х2 мм)
11-бимс, b=15 мм
12-ребро жесткости палубное и бортовое, 10х20
13-киль, 20х40
14-днищевое ребро жесткости, 10х30
15-стрингер, 15х25
16-съемный щит, b=4мм
17-носовое сиденье, b=4 мм
18-бортовая опора для сидений, 10х30
19-рецесс, b=2мм
20-коротыш, 75х20
21-полоса, b=4мм
22-бимс, 15х30, (1 шп.)
23-бортовая ветвь, 15х40
24-планка, 4х40х150 (4 шт.)
25-днищевая ветвь, 15х45
26-заполнитель, b=15мм (1 1/2; 1; 2; 3 шп.)
27-опора для сидений, 15х20
28-зашивка на 1 1/2 шп., b=2 мм
29-буртик, 15х15
30-кница, b=2 мм
31-зашивка на 2 шп., b=2 мм
32-пиллерс, 10х15 (3 шп.)
33-лист, b=4 мм
34-зашивка транца, b=4 мм
35-бортовая и палубная ветви транца, 20х30
36-днищевая ветвь транца, 20х45
37-кница, b=4 мм
38-заполнитель, b=20 мм
39-брусок, 15х40х400(12 шт.)
40-доска, 20х125
41-лист, b=4 мм
42-зашивка спинки, b=4 мм
43-брусок, 15х30
44-рейка, 15х15
45-зашивка сиденья, b=3 мм
46-зашивка, b=4 мм
47-пульт ДУ
48-крышка рундука, b=4 мм
49-коротыш, 15х15
50-опора для сидений, 29х20
51-козырек, b=4 мм.

Вариант мотолодки «Радуга-34″ для рыболовов и любителей коротких прогулок
Радуга 34
Радуга 34
Радуга 34

Технология бесстапельной постройки «Радуги-34″, предназначенной для рыболовов и любителей коротких прогулок
Радуга 34
а – установочные угольники:
Размер А:
30 – для шпангоутов
130 – для транца
Радуга 34
г – установка шпангоутов на палубу
1 – палуба
2 – установочный угольник
3 – шпангоуты
4 – раскосы
5 – транец.
Радуга 34
д, е – причерчивание гнезда под продольный набор под малку
1 – шпангоут
2 – продольный набор
3 – линия малки.
Радуга 34
ж – причерчивание обшивки борта у палубы
1 – палуба
2 – обшивка борта
3 – шпангоут
4 – подкладной брусок.

Предназначена для рыболовов и любителей коротких прогулок. Малый вес (около 40кг) и упрощенная планировка кокпита позволяют перевозить такую «Радугу» на багажнике легкового автомобиля.

Сиденье в кокпите не закреплено, оно может передвигаться по направляющим вдоль бортовых рундуков. Это позволяет выбирать оптимальную центровку короткой лодки, которая очень чувствительна к дифференту.

Центральный проход обеспечивает относительную свободу в кокпите необходимую во время рыбалки; бортовые рундуки не только служат емким хранилищем рыболовного снаряжения, но и придают корпусу дополнительную продольную жесткость.

Обводы остались неизменными – обычная килеватая форма мореходного корпуса в сочетании с плоским участком – лыжей с продольными реданами, брызготбойниками в носовой части и развалом бортов по всей длине. Такое сочетание при весьма малых потерях подъемной силы ( по сравнению с плоскодонной лодкой) позволяет иметь на волне плавный ход без динамических перегрузок. Развал бортов, широкий брызгоотбойник обеспечивают на циркуляции повышенную безопасность.

В данной публикации мы хотели бы более подробно рассказать о технологии постройки.

Прогулочный вариант «Радуги-34″ несложно построить без стапеля, что существенно сокращает затраты времени и труда, необходимые на изготовление оснастки. Сборка может производиться на двух отфугованных по пластям досках шириной около 150мм и длиной не менее длины мотолодки или на любой другой ровной поверхности.

До сборки необходимо изготовить шпангоуты и транец, склеить заготовки палубы, обшивки, стенок и зашивок рундуков, а также заготовки продольного набора и реданов, если нет целиковых реек .На шпангоутах и транце следует вырубить гнезда для прохода продольного набора. Глубину врезки надо проверить кусочками реек из которых изготавливается набор. Для этого по плазу корпуса определяется величина малки киля или стрингеров – проверочный брусочек должен выступать из гнезда на эту величину. Реданы нужно обрабатывать согласно таблице плазовых ординат сечений.

Заготовка палубы укладывается на поверхность, где будет собираться мотолодка; затем производится разметка контура и положения шпангоутов, и отбиваются линии по ширине привального бруска, обрамляющей кокпит рейки и ширины бимсов. Поверхности продольного палубного набора, прилегающие к палубе и соответствующие поверхности палубы, промазываются клеем и набор устанавливается на место с запрессовкой гвоздями взагиб шагом 50-70мм. Далее на секцию палубы устанавливаются шпангоутные рамки и транец. Палуба мотолодки имеет уклон в сторону нормы, поэтому шпангоуты должны устанавливаться не перпендикулярно, а под углом 3,5° с наклоном в корму, что составит 34мм по высоте второго шпангоута. Транец имеет наклон днищевой части в нос около 15°. или 130мм по килю, поэтому необходимо заранее изготовить установочные угольники. На такие же углы следует смалковать бимсы шпангоутов и транца. Эту работу можно упростить, если установить шпангоуты перпендикулярно к палубе, а транец с уклоном 100мм в нос. при этом сколько-нибудь значительного изменения в обводах не произойдет.

Установленные шпангоуты и транец фиксируются в нужном положении раскосами по обоим бортам. Затем на шпангоуты устанавливается киль, который для определения величины малки внутренней поверхности гнезда временно закрепляется гвоздями 1,5-2мм. Эта величина определяется следующим образом: изогнутый по шпангоутам киль будет опираться на носовую кромку гнезда, а между кормовой кромкой и опорной поверхностью киля образуется зазор, величина которого соответствует необходимой малке. Циркулем или какой -либо другой отводкой эта величина переносится на носовую поверхность шпангоута – линия проводится от кромки гнезда. Когда требуемая малка определена на всех шпангоутах, киль снимается и гнезда малкуются. После окончательной установки киля на место аналогично определяется малка гнезд под стрингеры. Продольный набор крепится к шпангоутам шурупами 3мм.

После установки продольного набора снимаются раскосы, раскрепляющие шпангоуты, и производится малковка киля, стрингеров и поперечного набора с постоянной проверкой правильности гибкой длинной рейкой.

Когда малка набора произведена, на корпус поочередно укладываются заготовки обшивки и раскрепляются тонкими гвоздями, на бор корпуса изнутри очерчивается по заготовке, припуск листа обрезается по разметке. В местах расположения стрингеров и шпангоутов высверливаются отверстия 1-1,5мм шагом 50-70мм. Верхний лист борта сначала причерчивается по палубе, обрезается по этой кромке и только после этого окончательно размечается. Обшивка устанавливается на клею с запрессовкой гвоздями взагиб к продольному набору и шурупами 3мм к поперечному. Затем кромки установленной обшивки смалковываются, корпус оклеивается одним слоем стеклоткани АСТТ(б)-С2О. Далее на корпус лодки устанавливаются реданы на клею с гвоздевой запрессовкой и оклеиваются полосками стеклоткани.

На этом обшивка корпуса заканчивается. Теперь мотолодка переворачивается килем вниз. Заранее собранный лист рецесса устанавливается на место: бимс приклеивается к палубе с запрессовкой гвоздями, лист изгибается и временно закрепляется на транце на уровне редана Р-3 Устанавливаются на место и временно закрепляются стенки рундуков, также заранее собранные с рейками опоры подвижного сиденья, зашивок и крышек, накладываются зашивки и навешиваются на петли крышки. Рейка, обрамляющая кокпит, смалковывается в районе установки козырька, промазывается клеем, гвоздями взагиб к ней подтягивается козырек. После этого по верхней кромке козырька устанавливается на клею буртик с запрессовкой шурупами 3х22мм. Обе рейки буртика накладываются одновременно. Все временно закрепленные стыки: рецесса с транцем и бортами, стенок и зашивок рундуков с днищем и бортами, а также стыки козырька с палубой и внутренние углы бортов и днища с транцем оклеиваются «мокрым угольником» – полосками стеклоткани на эпоксидном клею. В местах установки ручек, стаканов уключин, пульта дистанционного управления вклеиваются сухари.

Последняя операция по оборудованию корпуса «Радуги» – устройство пайолов. Они могут быть изготовлены либо из блоков пенопласта, уложенных между шпангоутами не высоту флор и оклеенных сверху стеклотканью, либо из листов фанеры.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.