Байкальский катамаран
Ю. А. Панов
Журнал КиЯ №16 1968г
Я давно собирался построить небольшое — на одного-двух человек—суденышко, годное для туристских походов, рыбалки и охоты. Оно должно быть, с одной стороны, легким, чтобы при случае можно было одному вытащить его на берег, с другой стороны, достаточно надежным, чтобы обеспечить безопасность плавания по Байкалу и Иркутскому водохранилищу.
Всем этим требованиям лучше всего отвечает катамаран. Обычно такие суда строят из водостойкой фанеры или стеклопластика, но эти материалы очень трудно достать. Поэтому я решил построить свой катамаран из долбленой осины — материала, испытанного тысячелетним опытом прибрежных жителей лесных районов страны. Судостроителями-любителями этот материал незаслуженно забыт, хотя долговечность и прочность долбленых лодок больше, чем других деревянных судов. За три года на корпусах моего катамарана не появилось ни одной трещины, хотя хранится он и в летнюю жару и в морозы прямо на берегу.
Сделать долбленые корпуса сказалось не так уж сложно. Для постройки катамарана я заранее подобрал два 6-метровых осиновых бревна диаметром 320— 340 мм, без сердцевинной гнили и сучков. Поскольку бревна пошли в деле не сразу, их не пришлось ни сушить, ни ошкуривать.
Со временем в терцах бревен появляются трещины, поэтому заготовки корпусов были сделаны с припуском по длине 20 см, обрезаемым непосредственно при обработке. Протесав на стороне будущей палубы полосу шириной 120—150 мм, я отбил шнуром осевую линию (ДП) и параллельно еще две линии на 50—60 мм от нее в обе стороны. После этого ошкурил бревна, закрепляя их осевой линией кверху, окантовал с боков, вытесал корму и нос. После топора прострогал заготовки рубанком и зачистил поверхность стеклом.
Технология выдалбливания корпусов практически не отличалась от списанной в статье «Лодки-долбенки» в седьмом выпуске. На шести поперечных сечениях, разбив длину окружности на равные части по 100—150 мм, сверлом 04, выпущенным из дрели на 25 мм, насверлил отверстия. В эти отверстия забил заподлицо с наружной поверхностью колышки-сторожки из сухого дерева, смоченные смолой (по бортам длиной 12—15 мм, а по дну 18—20 мм). Долбил теслами. Этот инструмент можно изготовить из топора, но еще лучше достать его у старых мастеров-лодочников или заказать в кузнице. Для удобства работы нужны три тесла: одно прямое и два боковых — левое и правое. Долбят теслами так, как рубят топором. Сначала приноровиться довольно трудно и дело идет медленно, но потом удары становятся точными и сильными. Второй корпус катамарана я выдолбил за три дня.
Сначала по всей длине вырубил канавку шириной 100 мм, а потом боковыми теслами выбирал древесину с боков. Следует внимательно следить за стружкой. Как только появятся следы просверленных отверстий, надо работать очень осторожно, особенно в сужениях носа и кормы. Когда станут видны все сторожки— корпус можно считать выдолбленным.
Приступая к разводке бортов, я зажал нос и корму с помощью клиньев деревянными скобами-ваймами, чтобы избежать отколов. Греть корпус не пришлось, так как древесина была еще сырой; оказалось достаточно в 100-миллиметровое пространство между бортами вставить на середине длины две распорки по 120 мм и ударами молотка постепенно передвигать одну из них к носу, а другую к корме. Используя распорки все большей длины, я развел борта на 420—450 мм с таким расчетом, чтобы самое широкое место корпуса было чуть ближе к корме, чем к носу.
Разведенный корпус поставил под навес, а после постепенной его просушки окончательно обрезал форштевень и ахтерштевень и прибил заплатки из оцинкованного железа на сердцевинные трещины, чтобы предотвратить их дальнейшее увеличение. После просушки корпус окончательно обработал снаружи шкуркой, а изнутри стамеской и скобелем, и с обеих сторон пропитал его горячей олифой и керосином.
В каждый 5-метровый корпус вставил по три водонепроницаемые переборки из сухой доски (слоями вертикально) и закрепил их шурупами снаружи. К днищу привинтил рейку-фальшкиль и набил на нее полоску дюраля, которая в носу и в корме переходит в оковку штевней.
Корпуса соединил (размер между их ДП 1300) спереди 50-миллиметровой доской, а в корме дюралевым уголком и еще одной такой же доской, служащей транцем кабины. Дно кабины-кокпита набрано из сухих досок; снизу на пазы привинчены дюралевые полоски. Борта кабины сделаны из дюраля толщиной 1—1,5 мм, «Палуба» на корпусах тоже дюралевая, но толщиной 3 мм; к бортам края палубы крепятся шурупами с вязкой водонепроницаемой прокладкой. Люки задраены дюралевыми крышками с резиновыми прокладками при помощи болтов М5.
В носу кабины сделан багажник; он же служит и сиденьем при гребле. При ходе под мотором или парусом лучше сидеть на специально уширенном планшире в корме. Для отсекания брызг на скулах поставлены планки; нос кабины обнесен плексигласовым козырьком, к которому можно прикреплять съемный тент.
Катамаран хорошо и легко идет на веслах. С подвесным мотором «Москва» корма катамарана из-за ее малой плавучести на ходу сильно погружается (настолько, что в отверстие в днище кокпита поступает вода!). Поэтому я сделал под кабиной опускающееся дно из дюраля толщиной 3 мм. Когда плаваю на веслах, это дно прижато, а когда иду под мотором или под парусом — опущено на 50—70 мм и не дает погружаться кормовой части катамарана. Скорость хода под мотором с двумя пассажирами и 100 кг груза на борт, составляет 15—18 км/час.
Под парусом катамаран идет довольно круто к ветру, при этом рулем служит подводная часть мотора, на которую сделан съемный обтекатель из оцинкованного железа.
Я поставил на катамаране короткую 5-метровую съемную мачту и решил отказаться от шверта. Поэтому парусность его ограничена площадью 9—10 м2.
Катамаран окрашен алюминиевым порошком на льняном масле для живописи. Это очень стойкая краска.
Во время плаваний по Байкалу и Иркутскому водохранилищу (даже в бурную погоду) катамаран показал себя судном надежным и удобным.