Катер-квазиавтомовиль

Этот катер, носящий название «Квази», всегда вызывал сенсацию на водохранилищах. Поначалу внимание привлекала чисто автомобильная внешность, подчеркнутая нарисованными на бортах колесами. При более близком знакомстве очаровывали комфорт в салоне, неплохие скоростные качества, маневренность и управляемость. Ну а любителей мастерить больше привлекала технология изготовления корпуса, как нельзя лучше ориентированная на работу в условиях домашней мастерской.

Катер-квазиавтомобиль имеет весьма удачные обводы, скопированные с широко распространенных лодок типа «Бостонский китобой». Опыт показывает, что катер такой формы легко выходит на режим глиссирования с одним двигателем типа «Вихрь-30», а устойчивость его такова, что даже два человека, вставшие на борт, не в состоянии не только перевернуть суденышко, но и даже существенно накренить его.

«Квази» имеет закрытый салон, практически не отличающийся от автомобильного. Доступ в него осуществляется через две двери, открывающие для входа и выхода боковины и потолок кузова.

Технология изготовления корпуса несложна. Однако она требует достаточно большого количество пенопласта любой марки — в том числе упаковочного или строительного.

Корпус катера имеет технологический разъем — он состоит из двух частей, верхней и нижней. Но в принципе его можно формовать и зацело. Начинать следует с нижней части. Шпангоуты для нее вырезаются из 12-мм фанеры в соответствии с теоретическим чертежом. Второй и шестой шпангоуты — закрытые: после вырезки они с двух сторон оклеиваются фанерой толщиной 3—4 мм, с заполнением внутренней его части пенопластом.

Каркас собирается в перевернутом положении на ровном полу. Для этого на нем вычерчивается ДП, а также линии расположения шпангоутов. Далее на полу закрепляются шпангоуты: снизу — деревянными брусками, зафиксированными небольшими гвоздями, а сверху — несколькими рейками и мягкой контровочной проволокой. Надо постараться поточнее выставить шпангоуты, для этого следует воспользоваться, например, отвесом.

Теперь заготовьте продольный набор корпуса — рейки сечением 20X20 мм, 20X30 мм и для килей — 30X30 мм. Подгонка реек производится по месту; крепление их к шпангоутам — с помощью эпоксидного клея; временная фиксация до полимеризации клея — контровочной проволокой. Для получения криволинейных реек (в носовой части) воспользуйтесь простейшим стапелем, в котором можно зафиксировать распаренную рейку: высыхая, она примет форму этого стапеля.

После выравнивания каркаса шпации — зоны между шпангоутами — заполняются пенопластовыми вставками. Для вырезки их лучше всего соорудить несложный станок, в котором рабочим инструментом является накаляемая током нихромовая проволока (питание этого нагревательного элемента — через понижающий трансформатор).

Не стремитесь сразу заклеить пенопластом весь корпус. Врезку его и предварительную обработку удобнее вести последовательно. Например, вклеить два-три продольных пояса из пенопласта, после отверждения клея обработать их снаружи и изнутри, ориентируясь на элементы продольного и поперечного набора, а уж затем приклеивать следующие пояса. Доработку заготовок из такого специфического материала, как пенопласт, следует вести с помощью заточенных до бритвенной остроты резаков различной формы. Вам понадобятся длинные плоские ножи наподобие кухонных, косячки типа сапожных, длинные, согнутые в виде лука лезвия. Некоторые виды пенопластов неплохо обрабатываются и рубанком, железка которого располагается под углом 45° к продольной его оси. Разумеется, и у этого инструмента режущая часть должна быть заточена не хуже бритвы.

После обработки корпуса и при необходимости вышпаклевывания внешняя поверхность его оклеивается стеклотканью. Для этого лучше всего воспользоваться стеклорогожей (два-три слоя) с последующей финишной оклейкой в два слоя стеклотканью сатинового переплетения. Рекомендуется перед финишной оклейкой окончательно выровнять поверхность корпуса эпоксидной шпаклевкой. По всем трем килям имеет смысл проложить несколько лент стеклоткани — эти места особенно интенсивно изнашиваются при эксплуатации.

Окончательную отделку корпуса можно существенно облегчить, если воспользоваться следующим методом. После оклейки стеклотканью, не дожидаясь отверждения связующего, корпус выравнивается шпаклевкой (также эпоксидной), а затем поверх накладывается полиэтиленовая пленка. Сделать это надо так, чтобы между ней и поверхностью корпуса не оставалось воздушных пузырей. После этого корпус «выглаживается» — руками или же резиновыми «гладилками», напоминающими большие шпатели. После полимеризации в этом случае получается практически готовый полированный корпус, требующий лишь минимальной обработки. Особенно хорошо удается таким образом выглаживать вогнутые и седловидные поверхности корпуса, например, зоны между килями. Пленка при этом сначала сильно натягивается в продольном направлении и закрепляется в передней и задней части корпуса, а затем в несколько меньшей степени — в поперечном.

Окончательная отделка включает в себя грунтовку корпуса, выравнивание нитрошпаклевкой, вышкуривание и нанесение «проявочного» слоя краски, который помогает выявить дефекты поверхности.

Следующий этап работы — изготовление верхней части катера. Следует отметить, что ее размеры и форма в существенной степени зависят от того, какие комплектующие готовые изделия удастся подобрать для оформления кабины. В частности, от размеров применяемых стекол. Конечно, использование органического стекла позволит соорудить салон любых размеров и форм, однако более рационально взять за основу автомобильные — например, задние стекла легковых машин (они более дешевые) подходящих марок. Именно поэтому сооружение верхней части корпуса следует начинать с изготовления рам под переднее и заднее стекла. Проще всего выклеивать их из трехмиллиметровой фанеры. Для этого нарезаются полоски необходимой ширины и из них прямо по стеклу и выкладывается рама. Полоски прихватываются к стеклу зажимами, напоминающими бельевые прищепки, или маленькими струбцинами. Суммарная толщина выклейки — около 20 мм.

Монтаж верхней части корпуса производится на раме, собранной из планок толщиной 15 мм. Разумеется, ее контур должен повторять форму в плане самого катера. Для начала устанавливаются рамы переднего и заднего стекол, два наклонных шпангоута, образующие коробку дверного проема (из 12-мм фанеры), и два продольных лонжерона крыши (рейки толщиной 20 мм). После выверки правильности установки этих элементов они соединяются с помощью эпоксидной смолы и шурупов. Рамы переднего и заднего боковых стекол также выклеены из фанеры.

Двери собраны из фанеры и пенопласта. Каркас каждой состоит из двух шпангоутов из 12-мм фанеры и трех поперечин — сосновых реек толщиной 20—25 мм. В верхней части каждого каркаса заклеиваются для жесткости диагональные элементы. Пространство между элементами заполняется пенопластом, его поверхность изнутри и снаружи выравнивается и оклеивается стеклотканью.

Поверхность верхней части корпуса образуется точно так же, как и нижней его части: так же пространство между шпангоутами заполняется пенопластовыми блоками, так же обрабатывается и оклеивается тканью.

В задней части корпуса вклеивается ящик подмоторной ниши. Сделать его можно методом формования из стеклоткани по болвану, однако проще все же вырезать его элементы из оргалита или фанеры, «сшить» их контровочной проволокой и места стыка заклеить полосками стеклоткани. Ею же оклеивается впоследствии и внутренняя поверхность самого ящика.

Прежде чем стыковать верхнюю и нижнюю части корпуса, следует обработать их изнутри и оклеить двумя слоями стеклоткани. Соединение производится клеем и шурупами с последующей прокладкой снаружи и изнутри полосками стеклоткани.

Крышка переднего багажника и двери навешиваются с применением обычных петель, используемых для навески рам. Для фиксации дверей в открытом положении используется пружинный замок-стопор. И двери, и крышка багажника имеют резиновые уплотнения, препятствующие проникновению воды в корпус.

В салоне катера — два полумягких дивана, рассчитанных на водителя и трех пассажиров. Передний диван имеет раздельные спинки, закрепленные шарнирно — так, что обе могут откидываться вперед, давая возможность выхода из салона пассажирам, располагающимся на заднем диване. Спинка заднего сиденья единая, она также откидывается вперед, открывая доступ к заднему багажнику.

Каркасы сидений и спинок — из деревянных реек, обшитых 4-мм фанерой. Подушки — из поролона и искусственной кожи.

Дистанционное управление — стандартное, из тех, что можно приобрести в спортивных магазинах. Оно состоит из «баранки», тросового привода и пульта управления двигателем.

Изнутри салон отделан искусственной кожей, оборудован потолочным плафоном. Корпус снаружи окрашен алкидными автомобильными эмалями воздушной сушки.

На бортах «Квази» темно-серой или черной краской изображаются «колесные ниши» и «колеса», сзади — автомобильные «фонари», спереди — «фары» и решетка «радиатора». Разумеется, можно обойтись и без этих мелочей, однако известная доля юмора в оформлении квазиавтомобиля совсем не помешает.

На палубе — спереди и сзади — закрепляются четыре утки для крепления швартовных концов.

Если предполагается использовать катер для плавания в ночное время, необходимо установить на нем ходовые огни. Не лишней будет и закрепленная на крыше фара-искатель.

(По материалам зарубежных изданий)

Рис. 1. Катер «Квази» с обводами типа «Бостонский китобой»: 1 — швартовная носовая утка, 2 — крышка переднего багажника, 3 — водонепроницаемая перегородка-шпангоут, 4 — рулевое устройство, 5 — переднее стекло, 6 — боковое переднее стекло, 7 — подъемная дверь, 8 — заднее боковое стекло, 9 — заднее стекло, 10 — швартовная кормовая утка, 11 — ящик подмоторной ниши, 12 — транцевая доска, 13 — задняя водонепроницаемая перегородка-шпангоут, 14 — слань, 15 — шпангоут, 16 — заднее пассажирское сиденье, 17 — переднее сиденье, 18 — пульт дистанционного управления двигателем.

Рис. 3. Каркас верхней части корпуса катера: 1, 9, 10 — элементы основания каркаса, 2 — поперечина, 3 — рама переднего стекла (переклей из фанеры), 4 — приборная доска, 5,7 — шпангоуты дверной коробки (фанера толщиной 12 мм), 6 — крышевые лонжероны, 8 — рама заднего стекла, 11 — задняя поперечина, 12 — косынка, 13 — лонжерон, образующий коробку крышки багажника, 14 — усиливающая косынка.

Pис. 4. Схема образования обводов корпуса: 1 — пенопластовое заполнение, 2 — стеклоткань, 3 — элементы основания каркаса, 4 — продольный набор каркаса, 5 — боковой киль, 6 — центральный киль.

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.