Швербот из фанеры

Из материалов для изготовления швербота (рис. 27, 28) потребуются два листа фанеры и сосновые рейки. При желании корпус швербота можно использовать как основу небольшой мотолодки или гребного тузика.

Корпус швербота

Работу над корпусом следует начинать с постройки стапеля. Заготавливают два деревянных бруска сечением 50×100 мм и длиной 2880 мм, располагают их параллельно друг другу на расстоянии 300 мм и скрепляют тремя-четырьмя поперечинами. После этого можно приступать к изготовлению поперечного набора. Он состоит из трех шпангоутов — носового, мидель-шпангоута и транцевой доски. Каждый из них необходимо вычертить в натуральную величину на листе фанеры и, пользуясь этим листом как плазом, собрать шпангоуты из сосновых досок толщиной около 20 мм. Соединение отдельных элементов — вполдерева, на водостойком клее и шурупах.

Рис.28. Корпус швербота: 1-угловая кница (фанера S 8 мм); 2-носовая банка; 3,4-степс (опора) мачты (фанера); 5-мачта; 6-навесной шверц (фанера или сосновая доска 18х190х1200 мм, 2шт.); 7-рамка банки (сосна 18х45 мм); 8-сиденье банки (фанера S 8 мм); 9полоз киля (дубовая рейка S 18 мм); 10-киль; 11-банка; 12-руль (фанера S 10 мм); 13-шарниры руля; 14-боковые накладки руля (фанера S 8 мм); 15- упор; 16-румпель (дубовая рейка 18х75х1200 мм); 17-уключина; 18-дубовая вставка; 19-центральная банка; 20-косынка (фанера S 8 мм); 21-боковые накладки шверца (фанера S 8 мм); 22-поперечина для крепления шверцов; 23-опора мачты

Рис. 28. Корпус швербота (продолжение):

I. Носовой шпангоут: 24— угловой стрингер (сосна 18×45 мм); 25 — обшивка (фанера S 5 мм); 26, 28 — нижняя и верхняя детали шпангоута (сосна 18×80 мм); 27 — боковая деталь шпангоута (сосна 18×45 мм); 29 — расположение бруса стапеля;

II. Мидель-шпангоут: 30 — боковая деталь шпангоута (сосна 18×65 мм); 31 — внешний стрингер (сосна 18×45 мм); 32 — расположение бруса стапеля; 33 — болты Мб; 34 — киль (дубовая рейка); 35 —дополнительный (необязательный) элемент продольного набора; 36 — обшивка днища (фанера S 6 мм); 37 — заделка стыка (стеклопластик); 38 — угловой стрингер (сосна 18×30 мм); 39 — обшивка борта (фанера S 4-6 мм); 40 — окантовка борта (полукруглая дубовая рейка); 41 — внешний стрингер (сосна 18×45 мм); 42 — внутренний стрингер (сосна 18×45 мм); 43 — опора банки (фанера S 6 мм), 44 — сиденье (фанера S 8 мм); 45 — опора сиденья (фанера S 8 мм); 46 — килевой брус (сосна 18×90 мм); 47 — нижняя часть мидель-шпангоута (сосна 18×90 мм);

III. Транцевая доска: 48— сиденье кормовой банки (фанера S 8 мм), 49 — стрингер (сосна 18×46 мм), 50 — детали шпангоута (сосна 18×90 мм), 51 — накладка (фанера S 8 мм), 52 — расположение бруса стапеля; 53 — обшивка транца (фанера S 6-8 мм); 54 — нижняя часть каркаса транца (сосна 18×75 мм); 55 — боковая часть каркаса (сосна 18×45 мм)

Теперь можно приступать к сборке корпуса. Шпангоуты устанавливают на стапеле (рис. 29). Укрепить их лучше всего шурупами. То, что в результате в корпусе окажутся «лишние» отверстия, не должно беспокоить— впоследствии их можно заделать деревянными пробками на клею.

Рис. 29. Установка шпангоутов на стапель: 1 — поперечины; 2 — продольные брусья стапеля; 3 — носовой шпангоут; 4 — мидель-шпангоут; 5 — транец

Под килевой брус прорезают пазы и временно прикрепляют его одним шурупом к мидель-шпангоуту. Далее, последовательно подгибая килевой брус, стыкуют его с носовым шпангоутом и транцем. После подгонки временный крепеж извлекается и брус окончательно ставится на свое место. При этом используются эпоксидный клей и шурупы с потайной головкой. Затем следует прорезать пазы в шпангоутах под остальные детали продольного набора. Последовательность подгонки и установки реек та же, что и для килевого бруса. После окончательной их вклейки в шпангоуты с помощью линейки проверяют параллельность внешних граней продольного и поперечного набора и, обнаружив, что линейка прилегает не полностью, прострагивают рейки рубанком и зачищают рашпилем.

Обшивка отделка швербота

Обшивку корпуса лучше всего начинать с днища. Лист фанеры прихватывают струбцинами и очерчивают карандашом по контуру с припуском (рис. 30). После обрезки и предварительной подгонки обшивку фиксируют с помощью шурупов и эпоксидного клея. Шурупы лучше всего использовать латунные или стальные оцинкованные. После отвердения клея кромки обшивки обрабатывают рубанком. Борта обшиваются точно так же. Закончив эту работу, корпус можно снять со стапеля и приступить к врезке внутренних стрингеров, являющихся окантовкой и усилением верхней части борта. При этом необходимо тщательно рассчитать их длину. Между наружными и внутренними стрингерами вклеивают распорки толщиной 20 мм с шагом 300 мм (рис. 31). Две распорки должны быть усилены — они будут использоваться как основания для уключин.

Рис. 30 Схема раскроя листов обшивки: 1-днище; 2,5-обшивка бортов; 3-обшивка транца; 4-обшивка носа; 6-остаток фанеры для книц, косынок, накладок

Рис. 31. Заделка бортов: 1 — вставка (сосна 18×45x50 мм); 2 — внешний стрингер, 3 — внутренний стрингер; 4 — привальный брус; 5 — обшивка; 6 — шуруп

Стыки между бортами и транцем и между бортами и носовым шпангоутом укрепляют угловыми кницами, выпиленными из фанеры толщиной 6-8 мм и закрепленными на корпусе внакладку шурупами и клеем. Шверцы вырезают из сосновых досок либо иг фанеры толщиной 15-18 мм. Их поперечное сечение напоминает двояковыпуклый симметричный профиль самолетного крыла. В верхней части шверцов с обеих сторон каждого наклеивают фанерные (толщиной 8 мм) накладки (рис. 32, 33, 34).

Рис. 32. Поперечина для установки шверцов: 1 — гайка-барашек; 2, 6 — шайбы; 3 — шайба-накладка (приклеить эпоксидным клеем); 4 — шверц; 5 — шпилька с резьбой М12; 7 — отверстия под болты крепления поперечины к корпусу; 8 — стальная пластина (3×90x125 мм); 9 — поперечина (дуб или бук 20×90 мм); 10 — болт Мб с гайкой

Рис. 33. Установка поперечины на корпус: 1 — поперечина; 2 — стрингеры; 3 — накладка (фанера 8×55x100 мм); 4 — болт Мб; 5 — борт; 6 — прокладка (дерево)

Руль парусника — из 10-миллиметровой фанеры; румпель, шарнирно соединенный с рулем,— из дубового бруска. По окончании этих работ приступают к отделке корпуса. Предпочтительнее оклеить его снаружи стеклотканью на эпоксидном клее, но допустимо и просто прошпаклевать, загрунтовать и окрасить в желаемый цвет. Руль, шверцы и банки следует пропитать горячей олифой и отлакировать.

Рис. 34. Поперечина — опора мачты: 1 — отверстие под мачту; 2 — накладка (фанера 8×175x175 мм); 3 — детали поперечины (сосна 20×90 мм); 4 — внутренний стрингер; 5 — накладка (фанера 8×55x150 мм); 6 — болт Мб; 7 — обшивка борта; 8 — прокладка (дерево)

Высота мачты — 3200 мм. Диаметр ее около основания — 60 мм, в верхней же части — 40 мм. Гафель и гик паруса — из алюминиевых труб 030-40 мм и длиной 3000 мм. Вполне можно сделать их из сосновых брусков соответствующей длины. Гафель и гик соединяются с парусом карманами, пришитыми к основному полотнищу.

Парусное вооружение швербота — латинское, площадью 4,5 м2 (рис. 35). Мачта закрепляется на расстоянии 760 мм от носа (шверцы при этом располагаются на удалении 1220 мм относа). Небольшая площадь паруса позволяет обойтись без сложной системы блоков. Потребуется всего один блок, закрепленный с помощью вертлюга на килевом брусе, и два-три места растительного или капронового каната (для гика-шкота). При установке мачты и шверцов необходимо добиться, чтобы центр парусности располагался на 100-150 мм ближе к носу, чем центр бокового сопротивления.

Рис. 35. Парусное вооружение швербота: 1 — гафель; 2 — косынка фалового угла паруса с люверсом; 3 — карман; 4 — косынка галсового угла с люверсом; 5 — гик; 6 — мачта; 7 — карман; 8 — косынка шкотового угла с люверсом

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.