Моторная лодка «АКУЛА»



Основные данные:
Длина наибольшая, м 3.4
Ширина наибольшая, м 2.085
Высота борта минимальная, м 0.6
Масса корпуса, кг 40
Максимальная пассажировместимость, чел. 3
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с. 8~15
Скорость, км/ч:
под мотором «Ветерок-8″ с 1 чел. 35
под мотором «Ветерок-12″ с 3 чел. 30

Эту оригинальную лодку отличает простота конструкции и легкость в постройке, хорошая скорость с моторами небольшой мощности (8 ~ 12 л. с.), высокая остойчивость и отличная поворотливость. Максимально допустимая мощность подвесного мотора, который можно установить на этой лодке, 15 л. с., пассажировместимость — 3 человека. При аккуратной постройке вес корпуса не превысит 40 кг. С 8-сильным мотором «Ветерок» лодка с одним водителем выходит на глиссирование и развивает скорость до 35 км/час, с мотором «Ветерок-12» и тремя пассажирами на борту скорость ее составляет около 30 км/час. Неплохо ведет себя «Акула» и на волне высотой до полуметра.


Сборочный чертеж лодки.
1 — брештук, d = 20, 2 — стрингеры 13×25; 3 — кница, d = 25 (крепить к транцу и привальным брусьям на клею и шурупах 4×30); 4 — подкосы для крепления транца (труба 20×1,5 или угольник 25×25x2), 5 —обвязка транца из реек 20×50, 6 — киль 20×90; 7 — транец (фанера, d = 8 – 12); 8 — наружная обшивка, d = 5 — 6; 9 — привальные брусья 20×40 снаружи и изнутри корпуса.

Для постройки лодки необходимо иметь четыре стандартных (1500х1500 мм) листа фанеры толщиной 5—6 мм, из которых вырезают два листа обшивки. Длина лодки — 3400 мм, поэтому предварительно состыковывают листы обшивки по длине «на ус» или с применением внутренней накладки. Для транца потребуется лист фанеры толщиной 8—12 мм. Если такой фанеры нет, можно сделать транец из двух слоев той же фанеры, которая используется для обшивки, при этом между внутренним и наружным слоями по контуру транца вклеивают обвязку из реек сечением 20х50 мм (криволинейную часть придется выпилить из широкой доски) и подкрепление под мотор. Если транец будет однослойным из толстой фанеры, то обе его половины стыкуют на внутреннем дублирующем листе фанеры, который служит подкреплением при установке мотора. Соединение листов фанеры на транце рекомендуется проклепать алюминиевыми или медными заклепками диаметром 4 мм. По контуру с внутренней стороны транца приклепывают обвязку из реек сечением 20х50 мм.

Для внутреннего киля требуется рейка 20х90х4000 мм, для внутренних и наружных привальных брусьев четыре рейки по 20х40х4000 мм, для наружных реданов-накладок — четыре рейки 20х20х1370 и четыре рейки сечением 25х13 мм.

Сборку лодки выполняют на стапеле. Верхнюю кромку стапеля обрабатывают согласно рисунку; она является шаблоном для киля. Шаблон нужно надежно закрепить на полу с помощью двух подкосов.

Вначале на стапеле крепят временными шурупами внутренний киль и наклеивают снаружи две рейки (накладки 4) в носовой части. Здесь киль придется сострогать до трапециевидного сечения, чтобы обшивка плотно прилегала к нему. Далее строго перпендикулярно плоскости шаблона устанавливают транец.

Конструкция транца из двух слоёв фанеры с заполнителем между ними.
1 – наружный слой фанеры, d = 5~6; 2 – подкрепление под мотор, 20×280; 3 – обвязка транца (рейки 20×50); 4 – внутренний слой фанеры, d = 4~5.

Раскроенные листы обшивки прикладывают к килю и транцу, обрабатывают их кромки под углом до плотного прилегания фанеры. Затем крепят обшивку на клею и шурупах 4х22 мм с шагом 80 мм. Прострогав теперь стык фанеры по килю для установки наружного фальшкиля сечением 15×25 мм, крепят его с помощью заклепок или шурупов с шагом 200—300 мм и с обязательной промазкой кромок фанеры клеем или густой краской. После высыхания клея корпус «Акулы» можно снимать со стапеля, ставить на него привальные брусья и днищевые накладки. В носу привальные брусья соединяют брештуком, в корме скрепляют их с транцем с помощью деревянных книц. Для повышения жесткости транца устанавливают внутренний , и два наружных подкоса из дюралевой трубки 20х1,5 мм. Вместо трубок можно поставить угольник или вырезать кницы из фанеры.

В кормовой части делается сиденье из фанеры или реек сечением 10х30 мм, которое следует прикрепить к бортам и транцу. Носовую часть можно закрыть примерно на 1/3 длины палубой из 4-миллиметровой фанеры. Получится удобный сухой форпик для снаряжения и теплой одежды, без которой хороший рыбак не выезжает на рыбалку. Изнутри обшивку днища следует защитить фанерным или реечным пайолом, не забыть установить в носу рым или утку для швартова.

Лодка оклеивается стеклотканью или окрашивается согласно общим рекомендациям.

Журнал «Катера и Яхты» 1963-2003

Один комментарий на “Моторная лодка «АКУЛА»”

  1. Михалыч Says:

    Хочу построить эту подку только с каютой в кормовой части длинной 2 м и шириной по ширине лодки,Хотел бы поговорить с автором проэкта с уважением
    Михалыч .

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.